«Камерная революция»: фотоаппараты против видеокамер


В последнее время широко распространено мнение, что фотоаппараты практически целиком заняли нишу профессиональных камер. Якобы место дорогостоящей съемочной аппаратуры на свалке истории. И былые капризные аристократы окончательно побеждены неприхотливым средним классом. Что же привело к подлинному перевороту в мире кино- и телепроизводства, и есть ли все же какое-то будущее у профессиональных телекамер?

Появление осенью 2005-го года цифрового зеркального фотоаппарата Canon EOS 5D сопровождалось повсеместным ажиотажем. Еще бы — полноразмерная матрица за 3000 тысячи долларов! Профессиональные аналоги на тот момент стоили как минимум втрое дороже, потому интерес фотографического сообщества был крайне высок. Объем мировых продаж начался с 30 тысяч экземпляров ежемесячно и вырос почти троекратно к 2008-му году.

 Canon EOS 5D Mark III

Canon EOS 5D Mark III

По мнению многих экспертов, появление именно этой модели спровоцировало массовый переход фотографов с «пленки» на «цифру». Именно тогда словосочетание цифровой зеркальный фотоаппарат или же digital single-lens reflex camera (DSLR) стало звучать по-настоящему гордо. Но ни один аналитик не мог предсказать, что обновленная версия камеры произведет сопоставимую по масштабам революцию. На сей раз — в сфере видео- и кинопроизводства.

Canon EOS 5D Mark II стал первым фотоаппаратом, способным записывать видео в формате 1080p. Возможность получить качество Full-HD при десяти-пятнадцатикратно меньших финансовых вложениях профессионалам показалась неправдоподобной. Киностудии и видеопродакшны поначалу довольно скептически отнеслись к заявленным производителем характеристикам. Но серия тестов подтвердила, что съемка на DSLR-камеры практически полностью соответствует критериям основного кинематографического стандарта «Супер-35». Окончательно сомнения развеялись, когда «Марк Второй» стал лауреатом премий профессиональных организаций Technical Image Press Association и European Imaging and Sound Association. Canon EOS 5D Mark II

В 2010 году DSLR-камеры уже активно использовались ведущими теле- и кинокомпаниями мира. NBC, BBC, Fox, Walt Disney и ARTE France Cinéma стали пионерами в освоении новой техники. Российский режиссер Евгений Серов тоже попал в число пионеров. Он взял в прокат на две недели Mark II и снял полнометражную драму «Гидравлика». Между прочим, картина стала участником нескольких фестивалей и получила престижные награды. А премьера ленты состоялась, по иронии судьбы, в кинотеатре с символичным названием «35 мм».

После этого прогресс было уже не остановить. Продакшны — большие и малые — закупали фотоаппараты вместо дорогостоящих профессиональных видеокамер. Компания Nikon старалась не отставать от главного конкурента и вывела на рынок модель D800. У этой DSLR-камеры было в полтора раза больше активных мегапикселей — 36,3 млн против 22,3 млн. Однако Canon нанесла успешный ценовой контрудар — в 2012-м году Mark II стоил всего 1600 долларов.

Богатый арсенал технических приемов, доступный доселе лишь съемочным группам высокобюджетных проектов, получил массовое распространение. Естественно, что при этом произошел массовый приток в профессию новичков и бывших любителей — на эту тему любят посокрушаться маэстро со стажем. Мы пообщались с несколькими профессиональными операторами, попросив их поделиться своим опытом общения с DSLR-камерами.

Артем ДроздовАртем Дроздов, телеоператор. Работал на телекомпаниях ТВЦ и НТВ. Лучшее в портфолио: «Профессия — репортер» (НТВ), «Я его убила» (Домашний), «Сердца чемпионов» (Матч-ТВ). Стаж — 5 лет.

Артем Дроздов начал работать оператором не так давно — в 2012-м. В тот год продажи DSLR-камер достигли исторического максимума. Тем не менее, сначала он весьма настороженно воспринял тенденцию к переходу на фотокамеры в видеопроизводстве. В то время он работал на DV-камерах, которые были весьма требовательны к уровню подготовки оператора. Необходимо было прилагать немало усилий, чтобы получить качественную картинку. По мнению Артема, ограничения в динамическом диапазоне и в глубине резко отображаемого пространства, низкая светочувствительность и высокий уровень шума бросали творческий вызов. Получение безупречной художественной картинки стоило кропотливого труда, и каждый раз было настоящей победой.

Артем Дроздов, телеоператорАртем Дроздов, телеоператор

Читайте продолжение здесь.
Поделиться публикацией в соцсетях
Работники ТВ