Шедевр Сергея Эйзенштейна на больших экранах: «Иван Грозный» в повторном кинопрокате с 7 октября

Поделиться в соцсетях

«Искусство кино» при поддержке ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» 7 октября выпускают в повторный прокат отреставрированную версию двух серий культовой картины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

Специальный показ фильма состоится в Москве 2 октября в кинотеатре «КАРО Октябрь». Кинотеатр «Аврора» в Санкт-Петербурге откроет двери для гостей специального показа 3 октября.

«Иван Грозный» – двухсерийная историческая драма об одной из самых противоречивых фигур российской истории, царе, чей образ давно перерос шестнадцатый век, как переросла век двадцатый последняя работа великого режиссёра. Фильм создавался в сложное военное время, первая серия увидела свет в 1945 году, а вторая только в 1958-м. Предполагалось, что работу завершит третья серия, но она так осталась неснятой.

Блестящий актёрский состав: Николай Черкасов, Михаил Жаров, Павел Кадочников, Михаил Кузнецов, Андрей Абрикосов и другие, а также музыкальный ряд к масштабному кинополотну, автором которого стал великий русский и советский композитор Сергей Прокофьев, сделали фильм легендарным.

История безумия, не исчерпывающаяся рассуждением о природе человеческих пороков. Работа о жизни самого грозного русского царя, преломляющейся через жестокость, странность и завораживающую красоту эпохи, органично вобрала в себя предания о боярских заговорах, неистовство опричных пиров и тяжесть труда создателей фильма, оказавшихся свидетелями иным трагическим событиям в истории человечества.

Сергей Эйзенштейн – всемирно известный советский режиссёр-новатор, лауреат двух Сталинских премий, одну из которых в 1946 году он получил за первую серию «Ивана Грозного». Создатель уникального языка художественной выразительности, Эйзенштейн никогда не останавливался в своих экспериментах. Поразительное сочетание черно-белых и цветных кадров в сцене «пляски опричников» во второй серии фильма пугающе оживляет героев экрана и подчеркивает контраст эпохи, в которую они существуют. Успех первой части не сопутствовал второй – при жизни автора она не вышла в прокат, будучи раскритикованной за «невежество в изображении исторических фактов».

Журнал «Искусство кино» по доброй традиции выпускает книгу, посвящённую картине, выходящей в повторный прокат. В этот раз историки кино Наталья Рябчикова и Станислав Дединский подготовили работу «Иван Грозный. Хроники Эйзенштейна», обширное исследование одного из главных фильмов в мировом кинематографе с привлечением архивных документов и материалов.

Антон Долин, главный редактор журнала «Искусство кино», о картине Сергея Эйзенштейна:

В каком-то смысле «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна – важнейший фильм ХХ века. Для России как минимум, но и не только для нее. Безусловно, это итоговый шедевр великого режиссера, видевшего в нем итог своего творчества, – причем шедевр трагически неоконченный (и все-таки самый завершенный из многочисленных неосуществленных проектов Эйзенштейна). Но значительность картины можно ощутить и понять, даже ничего не зная об истории ее создания – сталинском заказе, колоссальном успехе первой серии, запрете и разгроме второй, остановке работы над третьей и, наконец, преждевременной смерти автора, который не смог смириться с крахом своего самого амбициозного замысла.

В ряде городов в повторный прокат выйдет первый эпизод картины, в других пройдут спецпоказы сразу двух серий.

БИЛЕТЫ НА СПЕЦПОКАЗ В МОСКВЕ

БИЛЕТЫ НА СПЕЦПОКАЗ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Иван Грозный. Первая серия

Цифровая реставрация выполнена ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм».
Жанр: драма, биография, история
Хронометраж: 103 минуты
Год производства: 1944 (цифровая реставрация – 2021)
Страна производства: СССР
Прокатчик: «Искусство кино», «Мосфильм»
Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Сценарий: Сергей Эйзенштейн
Оператор: Андрей Москвин, Эдуард Тиссэ, Виктор Домбровский
Композитор: Сергей Прокофьев
Художник: Иосиф Шпинель, Лидия Наумова

В главных ролях: Николай Черкасов, Людмила Целиковская, Серафима Бирман, Павел Кадочников, Михаил Жаров, Амвросий Бучма, Михаил Кузнецов, Михаил Названов, Андрей Абрикосов и другие

Возрастной рейтинг: 12+.

Иван Грозный. Сказ второй: боярский заговор

Цифровая реставрация выполнена ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм».
Жанр: драма, биография, история
Хронометраж: 88 минут
Год производства: 1945 (цифровая реставрация – 2021)
Страна производства: СССР
Прокатчик: «Искусство кино», «Мосфильм»
Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Сценарий: Сергей Эйзенштейн
Директор фильма: И. Солуянов, Игорь Вакар, Александр Эйдус
Оператор: Андрей Москвин, Эдуард Тиссэ
Композитор: Сергей Прокофьев
Художник: Иосиф Шпинель, Лидия Наумова, М. Сафонова
Монтаж: Эсфирь Тобак

В главных ролях: Николай Черкасов, Михаил Жаров, Амвросий Бучма, Михаил Кузнецов, Андрей Абрикосов, Александр Мгебров, Владимир Балашов, Серафима Бирман, Павел Кадочников, Михаил Названов и другие

Возрастной рейтинг: 12+.

Справочная информация:

Сергей Эйзенштейн – советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1946). Автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

Благодаря фильму «Броненосец „Потёмкин“» его имя стало синонимом советского кино. В 1958 году в результате опроса киноведов из 26 стран в рамках Всемирной выставки в Брюсселе «Броненосец „Потёмкин“» был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».

Сергей Прокофьев – русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 – трижды, 1947, 1952).

Писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.

Создал собственный новаторский стиль. Новаторскими чертами отмечены сочинения как раннего, так и заграничного и советского периодов. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) – такие как, например, Первая, Пятая и Седьмая симфонии, балеты «Ромео и Джульетта» (1935), «Золушка» (1945), «Каменный цветок» (1950), оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Война и мир» (1942), Первый, Второй и Третий фортепианные концерты, кантаты «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), музыка к кинофильмам «Поручик Киже» (1934), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1945), Седьмая соната, «Мимолётности», «Наваждение» и другие фортепианные пьесы – вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века.


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ