Приемы: Крупный план

Поделиться в соцсетях

«Сын Саула», почти целиком снятый крупными планами, заставил нас задуматься о старейшей кинематографической технике. Разбираемся в истории приема, типологии, смыслах и способах его использования великими режиссерами.

История крупного плана

1890-е: Историки кино до сих пор не договорились, кому же принадлежит авторство первого крупного плана. С наибольшей вероятностью — Уильяму Диксону, изобретателю ранних кинематографических технологий и коллеге Томаса Эдисона. В 1894 году он снял семисекундный ролик «Фред Отт. Чихание». По меркам первых фильмов лента была крайне необычной, поскольку «делить» человека в кадре на части считалось неправильным — кинематограф пока что зависел от театральной традиции, где крупного плана не существует.


«Фред Отт. Чихание» (Уильям Диксон, 1894)

1900-е: Первые робкие попытки использования крупного плана как приема. Наиболее удачно с ним работали экспериментаторы Брайтонской школы Джордж Альберт Смит и Джеймс Уильямсон. Первый использовал макро-планы предметов и фрагментов лиц в фильмах «Что видно в телескоп» (1900) и «Бабушкина лупа» (1900). Второй в фильме «Большой глоток» (1901) придал крупному плану драматичный эффект с помощью постепенного приближения героя к камере. Вскоре Эдвин Портер снял один из самых известных крупных планов в истории — в финале «Большого ограбления поезда» (1903) бандит в упор стреляет в зрителей.

«Большой глоток» (Джеймс Уильямсон, 1901)

1910-е: Дэвид Уорк Гриффит становится популяризатором крупного плана. Впервые он пробует его в фильме «Телеграфистка из Лоундэйла» (1911), а уже в «Рождении нации» (1915), «Нетерпимости» (1916), «Сломанных побегах» (1919) крупный план фигурирует постоянно. Основных применений у Гриффита два: акцентирование внимания зрителя на важной вещи и создание драматического эффекта.
Сцена из фильма «Сломанные побеги» (Дэвид Уорк Гриффит, 1919)


1920-е: Крупный план теоретически и практически осмысляется Луи Деллюком, Жаном Эпштейном, Львом Кулешовым, Сергеем Эйзенштейном, Всеволодом Пудовкиным и другими. Он прочно входит в арсенал средств авторов немого кино. Пожалуй, наиболее полно потенциал крупного плана в это время раскрывает Карл Теодор Дрейер в «Страстях Жанны д’Арк» (1928). Двухчасовая картина о суде над героиней Франции почти целиком состояла из крупных планов (причем актеры не гримировались), призванных передать зрителю весь спектр эмоций исполнительницы Марии Фальконетти и ужас положения ее персонажа.
Кадр из фильма «Страсти Жанны д’Арк» (Карл Теодор Дрейер, 1928)Кадр из фильма «Страсти Жанны д’Арк» (Карл Теодор Дрейер, 1928)

1930-50-е: В раннем звуковом кинематографе крупный план становится обязательным инструментом. Благодаря появлению диалогов повсеместное распространение получает «восьмерка» (или shot-reverse-shot). Кроме того, крупный план актера в кадре становится символом его звездного статуса. Такую установку с грустной иронией обыграл Билли Уайлдер в финале «Бульвара Сансет» (1950).

Читайте продолжение здесь.

Поделиться в соцсетях
Работники ТВ