Главный российский фестиваль мультипликации состоялся в гибридном формате

Поделиться в соцсетях

XXVI Открытый российский фестиваль анимационного кино прошел в гибридном формате: с 17 по 21 марта в городе Суздаль, и с 15 по 23 марта на платформе «SUZDALFEST.ONLINE». Программа порадовала гостей и участников долгожданными кинопоказами, деловыми сессиями, творческими встречами, насыщенными мастер-классами, выступлениями музыкальных групп и даже игрой в квиз.

В этом году ОРФАК отметил юбилей на Владимирской земле: ровно двадцать лет, как фестиваль организовывается кинокомпанией «Мастер-Фильм» совместно с Администрацией Владимирской области. На открытии смотра Директор Департамента культуры Владимирской области Алиса Бирюкова поздравила всех присутствующих и поблагодарила фестиваль за многолетнюю дружбу:

Суздаль является поистине сказочным местом, а благодаря вашему фестивалю город становится вдвойне, втройне волшебнее. Ждём вас в следующем году несмотря ни на что, и мы уверены, что анимационный фестиваль преодолеет любые трудности.

На церемонии закрытия члены жюри назвали имена победителей и призеров фестиваля. Авторскую анимацию оценивало экспертное жюри: эстонский режиссер, художник и сценарист анимационного кино Прийт Тендер, сценарист и продюсер Ирина Марголина, режиссер Владимир Хотиненко, режиссеры и художники анимационного кино Леонид Шмельков и Елизавета Скворцова. Жюри конкурса коммерческих анимационных работ представили: продюсер и киновед, генеральный директор «Московского кино» Наталья Мокрицкая; продюсер, режиссер анимационного кино Елена Чернова.

Гран-при фестиваля получил режиссер Андрей Хржановский за фильм «Нос, или заговор «не таких». Также кинолента была отмечена Призом мэтров имени Александра Татарского «прорыв», который торжественно вручил режиссеру Юрий Норштейн.

За свой фильм «За забором» режиссер Мария Коган-Лернер получила специальный приз жюри с формулировкой «за лаконичность формы и глубину содержания». Второй специальный приз «за сочетание философии и художественного образа» получил режиссер Саша Свирский и его фильм «Вадим на прогулке». Специальный приз с формулировкой «за обнаженную простоту идеи» присужден фильму «Голый» режиссера Кирилла ХачатуроваСветлана Филиппова взяла приз за лучший профессиональный короткометражный фильм с работой «Ба».

Награду за лучший фильм для детей получила режиссер Анастасия Жакулина за работу «Дылда». Диплом в категории «лучший фильм для детей» с формулировкой «за несгораемую любовь» присужден «Пожарнику» режиссера Юлии Ароновой. Диплом в категории «лучший фильм для детей» с формулировкой «за изысканную атмосферу» вручен Полине Фёдоровой за «Белую змею».

Приз за лучший дебютный фильм получил фильм «День рождения Пишто» режиссера Софьи Кендель. Диплом в категории «Лучший дебютный фильм» с формулировкой «за изящество детективного сюжета» вручен режиссеру Александре Шадриной за «Мокрые носочки Берты Райз».

Дипломы в категории «лучший профессиональный короткометражный фильм» вручены: режиссеру Ивану Максимову за фильм «О, неет!» с формулировкой «за то, что смешно»; режиссеру Варваре Яковлевой «за сочувствие и сострадание» за работу «Жизнь-паскуда».

Приз за лучший студенческий фильм получила работа «Собаки пахнут морем» режиссера Анастасии Лисовец. В категории «лучший студенческий фильм» дипломом «за близость к земле» награжден фильм «Из-под земли» (реж. Мария Афонина и Анна Любимцева); дипломом «за использование акварели по назначению» отмечена работа «Ты не киви» (реж. Мария Савельева).

В конкурсе коммерческой анимации награды распределились следующим образом: режиссер Татьяна Чернилевская и её серия «Колыбельная» из сериала «Зебра в клеточку» получила сразу две награды — приз за лучший сериал и приз от Reed Midem за сериал с наибольшим коммерческим международным потенциалом; лучшей работой в прикладной анимации стал социальный ролик «Пандемия» режиссера Полины Кампиони; диплом в категории «лучший сериал» с формулировкой «за лучший космический сервис» награжден Алексей Минченок за работу «Побыть броненосцем» из цикла «Лекс и Плу. Космические таксисты». Диплом в категории «лучшая работа в прикладной анимации» с формулировкой «за художественное возвращение в Ленинград нашего детства» присужден фильму «Букет из салюта» Алексея Будовского; дипломом с формулировкой «за дизайнерское решение тайны мироздания» награжден фильм «Гравитация», режиссер Светлана Нагаева.

Специальный диплом «за верность традиции отечественной анимации» вручила Генеральный директор Москино Наталья Мокрицкая сериалу «Василиса» эпизод «Знакомство» (реж. Борис Кравченко, Владимир Федоров, Константин Сабиров, Валентин Культиков).

Отдельно от призов жюри ежегодно вручается приз «Фортуна», суть которого в том, что фильм награждается по абсолютно случайному выбору, поскольку каждая попытка любой группы людей выразить себя на анимационном языке достойна поощрения. В этом году приз вручен режиссеру Святославу Ушакову за работу «Медведь».

Ежегодно все аккредитованные профессионалы фестиваля голосуют на своё усмотрение за 5 лучших фильмов с помощью личной рейтинговой карточки, а в этом году эксперты смогли также отправить свои оценки онлайн. По результатам общего профессионального рейтинга определяется фильм-победитель, а его автор на год становится президентом следующего Открытого российского фестиваля анимационного кино. Победителем стал режиссер Дмитрий Геллер с работой «10 000 безобразных пятен». Также работа режиссера была отмечена Призом Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ и дипломом в категории «лучший профессиональный короткометражный фильм» с формулировкой «за уникальное владение искусством анимации».

2 место в профессиональном рейтинге заняла картина «Пожарник» режиссера Юлии Ароновой, 3 место – «Сахарное шоу» режиссера Лианы Макарян. Призерам с главной сцены фестиваля были вручены таблички имени Александра Татарского – для первых фестивалей режиссер изготавливал их лично.

23 марта в кинотеатре «Космос» состоялась церемония закрытия фестиваля, были объявлены итоги общего голосования, вручен приз зрительских симпатий и главный приз акции «Открытая премьера».

В своем обращении к участникам и гостям фестиваля Министр культуры РФ Ольга Любимова отметила:

Смотр вновь предложил всем участникам широкие возможности для поиска профессиональных контактов, познакомил зрителей с достижениями отечественной киноиндустрии и лучшими авторскими мультфильмами. О высоком интересе говорит и число посещений официального сайта в период проведения фестиваля. По оценкам гостей обширная образовательная программа, обучающие мастер-классы и круглые столы позволили лучше понять векторы развития анимационной индустрии. От всей души желаю вам дальнейших успехов и новых творческих свершений.

Все гости и участники фестиваля оценивали фильмы на специальной онлайн-платформе «SUZDALFEST.ONLINE». В этом году в дни фестиваля обращались к приложению почти 30 000 раз, на платформе зарегистрировалось 2 580 пользователей, среди которых 268 профессионалов анимационной индустрии. Приложение по рейтингу IOS попало в Топ-100 в разделе «справочники» и встало на 69 место. Официальный сайт посетило более 6 500 пользователей.

Александр Герасимов про выход фестиваля в онлайн:

Мы сделали колоссальный рывок вперёд — создали и запустили эту платформу. Она не только позволила кратно расширить количество участников и дала возможность всем желающим смотреть показы и мероприятия форума. Еще очень важно, что благодаря гибридному формату нам удалось сократить количество приехавших в Суздаль коллег и зрителей минимум на 60-70%, что позволило провести оффлайн-часть фестиваля в комфортных условиях и с соблюдением всех ограничительных норм.

По итогам народного рейтинга определились следующие победители:

1 место – «За забором» (реж. Мария Коган-Лернер) – 4.75 балл
2 место- «Babushki» (реж. Илья Юдович) – 4.7333 балл
3 место – «Большой и Маленький» (реж. Наталья Грофпель) – 4.6479 балл
4 место – «Болото» (реж. Вера Вьюгина) – 4.6259 балл
5 место – «Набор для создания мышки» (реж. Иван Ханжин, Василиса Макшакова, Анна Исакова) – 4.5979 балл

Одновременно с началом работы Суздальфеста стартовала зрительская акция «Открытая премьера», а это – более 800 площадок в 43 регионах Российской Федерации, а также Белоруссии и Литвы. Кинопоказы проходили в местных кинотеатрах, домах культуры, библиотеках, школах, музеях, детских садах и проч. Всего было показано 6 программ категорий 0+, 6+, 12+, а количество зрителей достигло 194 000 человек.

Дети бесплатно смотрели и голосовали за лучшие фильмы, выбирая своих фаворитов.

Победители программы «Открытая премьера»:

1 место: «Правда и Кривда», реж. Надежда Бойко
2 место: «Лунтик. Новогодняя елка», реж. Екатерина Салабай
3 место: «Ограбление по-зверски. Лувр», реж. Миша Сафронов.

Всего на XXVI ОРФАК было подано 266 заявок, из которых для участия в конкурсе было отобрано 96 работ. Помимо конкурсных фильмов на фестивале была представлена обширная внеконкурсная программа. Эксклюзивным мероприятием стал показ эстонской мультипликации: фильмы патриархов рисованной анимации Рейна Раамата и Прийта Пярна, а также коллекция новой анимации студии Eesti Joonisfilm – фильмов Тендера Прийта, Каспара Янциса, Юлоа Пиккова и Майта Лааса.

Выдающиеся режиссеры анимационного кино Юрий Норштейн и Юлий Файт провели с гостями и участниками фестиваля вечер «Об именах, которые не должны быть забыты». Мастера представили творчество известнейшего художника Марины Соколовой и поделились своими воспоминаниями о совместной работе и дружбе. В рамках специальной программы в течение первых трёх дней на «SUZDALFEST.ONLINE» были показаны ретроспективы, хроники Суздальфеста и фильмы-лауреаты первого пятилетия ОРФАК, фильмы-призёры Всероссийского фестиваля детского мультипликационного кино «Жар-Птица». Мурманская анимационная студия «Нюфоцей Продакшн» представила многосерийный анимационный фильм «Я жду Нюфоцея Бэч», основанного на произведении мурманского поэта и прозаика Николая Колычева. Студия «‎Паровоз» и медиахолдинг «‎Цифровое Телевидение» презентовали анимационный фильм «‎Кощей. Начало».

Совместно с киностудией «Союзмультфильм» фестиваль провел презентацию книг «Дрессировщик жуков. Владислав Старевич создает анимацию», «Борис Дёжкин. Страницы биографии», «Леонид Шварцман. Книга к 100-летию мастера». Представляли работы Лариса Малюкова и Станислав Дединский, которые рассказали публике о процессе работы над литературными сборниками.

Традиционно ключевым мероприятием 12 международного конгресса – деловой программы Суздальфеста – стал питчинг анимационных проектов, организованный Оргкомитетом фестиваля и киностудией «Союзмультфильм». В этом году в конкурсе проектов сериалов и короткометражных авторских фильмов участвовало восемь проектов, среди которых многосерийные мультфильмы для малышей, сериалы для подростков и авторские работы для зрителей любого возраста. Традиционно главная награда – возможность дальнейшей реализации своих идей с привлечением лучших специалистов анимационного искусства в стенах студии «Союзмультфильм».

Победителями стали проект анимационного сериала Павла Осипова «Последний книжный магазин» и проект авторского короткометражного фильма «Человек за шторой» Ивана Бондаренко.

Уровень представляемых проектов растет из года в год, выбирать крайне сложно, поэтому мы попросили всех авторов-участников питчинга прислать нам презентации своих проектов,

– отметил директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев,

Важно также, что укрепляется культура презентации: это очень важный навык – уметь отстоять свой творческий замысел и вдохновить продюсеров на его реализацию.

Авторы представили свои проекты перед широкой публикой и экспертным жюри в лице директора «Союзмультфильма» Бориса Машковцева, генерального продюсера студии Юлии Осетинской, шеф-редактора авторских проектов Сергея Капкова, шеф-редактора сериальных проектов Марии Савиных, руководителя направления международного продвижения Валерии Коротиной, креативных продюсеров Михаила Алдашина и Алены Оятьевой.

Специальным членом жюри стала директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры России Светлана Максимченко, которая в свою очередь также отметила уровень представленных проектов и высказала идею проведения отдельных анимационных питчингов министерства культуры России:

Раньше анимация у нас не предполагала очной защиты, то есть эксперты читали проекты и принимали по ним решение уже на заседании экспертного совета, публично сами претенденты не защищались. У нас в Министерстве культуры были только питчинги игровых фильмов. На Суздальском фестивале стало очевидно, что это очень хороший и правильный формат, который можно транслировать онлайн, сделать доступными для более широкой профессиональной аудитории. Кроме того, это более прозрачная процедура конкурсов и понимание, кто в итоге будет победителем.

В рамках совместной программы мероприятий фестиваля и Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ (СЭИП) состоялся мастер-класс Александра Деткова с детскими писателями на тему «Проблема адаптации литературного текста для анимационного кино». На встрече эксперт поговорил о том, как помочь литературным произведениям найти своё экранное воплощение, а также вместе с участниками определили обязательные сюжетные составляющие.

Содружество аниматоров и детских писателей родилось именно в Суздале и стало неотъемлемой частью фестивальной жизни. В седьмой раз прошла «Ярмарка сценариев» – представление литературных идей для экранизаций. Со своими заявками приехало восемь детских писателей из Москвы, Томска, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Мария Ботева, Анна Гончарова, Наталия Степанова, Наталья Аверина, Юлия Иванова и другие. Они привезли истории, которые уже вышли в виде книг, и придуманные специально для фестиваля, представили их напрямую режиссерам и кинопродюсерам анимационных студий и получили моментальную обратную связь. Для оценки работ были приглашены Алена Оятьева, Олег Ужинов, Елена Чернова. Результатом многолетнего проекта с писателями стал десяток мультфильмов, снятых по сценариям и книгам участников.

Для всех желающих на Конгрессе состоялись лекции, мастер-классы и дискуссионные сессии на актуальные темы анимационной отрасли. 19 марта в рамках деловой программы Суздальфеста была проведена презентация «Есть идея сериала. Что дальше?», на которой руководители отдела анимации кинокомпании СТВ Людмила Цой и Андрей Полосухин рассказали о том, куда стоит идти автору с идеей и на что важно обратить внимание при разработке проекта, а также, на каких отечественных платформах наибольшее количество зрителей, как устроена инвестиционная модель любого сериала и как добыть инсайты о том, какой контент ждут на конкретной платформе.

Совместно с компанией «Первый проект» в рамках конгресса была организована панельная дискуссия «Анимация на VoD в России: что хотят платформы и их зрители?» с участием представителей ведущих анимационных интернет-площадок. Модератор Владимир Набатов (компания «Первый проект») открыл встречу вступительной речью и провел краткий обзор распределения объемов долей рынка медиаплатформ.

Директор детского направления START и операционный директор StoryTime Олеся Мясникова рассказала о распределении зрителей на платформе и перспективах дистрибуции анимационного контента. Представители IVI Директор детского направления Ольга Голубкова и Директор по лицензированию Эльвира Дмитриевская рассказали об экосистеме пользовательских профилей, о программе оффлайн-партнерства и о стратегии формирования контента на платформе. Со своими докладами выступили Генеральный директор «0+ Медиа» Александр Саблуков, Директор по контенту «МТС Медиа» Мария Смирнова.

Руководитель детских продуктов медиасервисов Яндекса Светлана Перловская и директор по контенту медиасервисов Яндекса Ольга Филипук рассказали о системе совместной подписки на контент для детей и родителей.

Прошел ровно год с момента, как мы анонсировали детский профиль и можем сказать, что мы очень довольны. Мы накладываем контент на голосовые сценарии: можно смотреть, а можно слушать. Сочетание этих видов контента очень привлекательно для детей. Родители высоко поощряют аудиопользование, что для нас стало прорывом. Вырастает новое поколение детей, которые с малых лет привыкают пользоваться всеми девайсами посредством голоса. Мы считаем, что нужно использовать максимальное количество сценариев, чтобы дети могли больше пользоваться контентом в течение дня.

Владимир Набатов:

Этой дискуссией мы сделали шаг вперед: платформы стали ближе к продюсерам и создателям, а новые проекты теперь смогут увереннее найти свои платформы.

В завершении панели Светлана Лебедева рассказала про индустрию анимации во Франции, которая занимает лидирующее положение в Европе по объёмам производства, выделила основные перспективные направления и проекты, у которых есть, чему поучиться.

Одним из центральных мероприятий конгресса стала дискуссии «Анимация — пространство креативной индустрии». Модераторы Лариса Малюкова и Александр Герасимов обсудили с представителями регионов РФ креативную экономику и поговорили о том, как анимация вписывается в территорию творческих индустрий сегодня. В дискуссии приняли участие: Светлана Максимченко, руководитель Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ; Борис Машковцев, директор студии «Союзмультфильм»; Денис Салий, руководитель Представительства Калининградской области в Москве; Ирина Мастусова, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино; Мария Дубровина, сценарист, режиссер, педагог, художественный руководитель детских и подростковых анимационной мастерских; Георгий Кудинов, президент группы компаний «Южный Регион», председатель Правления Фонда Медиапарк Южный Регион ДГТУ»; Лада Юрченко, член общественного совета по культуре при Мин.культуры Новосибирской области, советник генерального директора Агентства инвестиционного развития Новосибирской области, руководитель департамента Центра креативных индустрий региона; Владимир Николаев, руководитель студии Wizart Animation; Илья Кузнецов, продюсер первой дальневосточной студии анимации «Мечталёт», Хабаровск.

Исполнительный директор ААК Ирина Мастусова рассказала о сути создания технопарка российской анимации, привела в пример креативный кластер на базе «Союзмультфильма», и отметила важность развития подобных инициатив в регионах.

Борис Машковцев о креативных кластерах и индустриализации:

Это то, что произошло эволюционным путем и происходит в регионах самостоятельно. Мы выполняем функцию модератора. Для работы индустрии важны ресурсы, то есть качество персонала на студии. Количество профессионалов должно расти, а вместе с ним и качество.

Светлана Максимченко поддержала мысль Генерального директора «Союзмультфильма»:

Несомненно важны конкретные драйверы в регионах и децентрализация производства. Роль министерства культуры в текущей ситуации такова: мы разрабатываем концепцию креативных индустрий, а также концепцию развития отечественной кинематографии до 2030г., где анимация выделена в отдельное направление». Борис Машковцев добавил, что главная цель отрасли сегодня – подготовка квалифицированных кадров: «Наша задача выстроить логику, чтобы в регионах появились студии, которым мы могли бы отдавать производство на аутсорс. Для этого необходимо отстроить систему местного образования и насытить культурными активностями регион для воспитания культуры восприятия.

Модератор Лариса Малюкова:

Нужно сохранять соединение индустрии и искусства анимации, о котором часто забывают. Важна социальная инженерия: проведение фестивалей, организация студий и других развивающих, просветительских активностей комплексно с образованием.

Денис Салий поделился опытом Калининграда и рассказал о региональных трудностях:

Главный вопрос: как создать условия для того, чтобы творческие люди возвращались в регион после проведения мероприятий? Трудность заключается в том, что не везде сформирована культура, авторам не всегда получается говорить на одном языке, отчего им становится невозможно сотрудничать. Нам важно сформировать единое поле и атмосферу. Этому способствует культурное взаимодействие внутри города посредством концептуальных крафтовых выставочных пространств, культурных центров и т.д. Важно перейти с креативного на понятный общий язык. Сейчас мы помогаем творческим людям знакомиться и общаться, объединив местные организации в единый фонд.

Лада Юрченко поделилась ситуацией в своем регионе:

В Новосибирске царит проклятие возможностей. Городу сложно сфокусироваться на чем-то одном, поэтому он разрозненно бежит в разных направлениях. Чтобы оценить возможности, мы провели аудит отраслей культуры, который указал на точки роста и раскрыл наш потенциал. Мы хотели бы держать фокус на анимации, так как эта отрасль требует привлечения большого количества специалистов. Школы анимации в Новосибирске нет, поэтому наша задача номер один – создание региональной школы, следующая – формирование центра коллективного пользования анимационных технологий. Во всем важна поддержка со стороны федерации, так как эксперты кино и бренды лучше слышат губернаторов.

Её поддержал коллега, педагог из Новосибирска Евгений Селиванов:

Сейчас в нашей ассоциация детских студий мультипликации учится более 500 детей, но у большинства учеников нет возможности учиться профессии за рамками начального творческого образования. Важно отстроить единую систему обучения».
Все спикеры единогласно сошлись во мнении, что в регионах не хватает системы подготовки профессиональных кадров, которые смогут не только производить анимацию, но и обучать мастерству других. Георгий Кудинов: «Наша проблема – межотраслевая разобщенность. Мы в Ростове-На-Дону имеем технические возможности, но у нас отсутствуют кадры, нет своих преподавателей. На мой взгляд, нам не хватает централизации управления.

Своими мыслями поделилась педагог из Санкт-Петербурга Мария Дубровина:

ВУЗы строятся, но на местах преподавать практически некому. Мало из тех, кто создает анимацию, готовы и творить, и преподавать. Детское и молодежное студийное движение готовит творческих людей, но не профессионалов. Как это исправить? Путь развития Калининграда – нам пример. Там успешно формируется культурное сообщество посредством развития креативных пространств и проведения питчингов. Думаю, через 2-3 года мы увидим комплексный эффект.

Несмотря на цифровизацию многих процессов, спикеры отметили важность живого творческого обучения.

Алена Оатьева:

В обучении очень важна связка педагог-студент. Педагоги нужны на местах, а не дистанционно, так как мастерство передается на пальцах. Высшее образование должно быть живым. Хорошо учить режиссеров и аниматоров быть работающими тренерами, т.к. не каждый творческий человек будет готов преподавать.

Говоря о достижениях отечественной анимации, руководитель студии «Wizart Animation» Владимир Николаев объявил о важной победе для всей индустрии: новый полнометражный мультфильм студии «Ганзель, Гретель и Агентство магии» выходит не только в кинотеатрах, но и на онлайн-сервисе Netflix.

В завершении дискуссии с комментарием выступил кинорежиссер, продюсер и руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов:

Регионы не финансируются должным образом, бюджеты обрезаны. Наша страна устроена так, что все регулируется сверху, по логике инициатива должна быть направлена также сверху, но она не идет. Культура в стране финансируется по остаточному принципу, что в центре, что в регионах. Возможно, единая система централизованного управления и не нужна по этим причинам. Одноразовые приезды специалистов в регионы — это не система, и так её не построить. Люди из индустрии в формате мастер-классов вахтовым методом должны прилагаться к основному образованию, фундаментальному. Для этого нужны профессиональные педагоги, которые выучены быть педагогами. Это – талант и мастерство. Поэтому вопрос, откуда должно идти управление – сверху или не сверху – мой ответ: самостоятельно, местно и своими силами. А сверху нам должны помогать.

Коллеги поблагодарили всех участников и оргкомитет фестиваля за организацию данной панели и высказали желание встречаться чаще, возможно, в официальном формате обсуждений и с участием представителей государственного сектора.

Светлана Борисовна поддержала данную идею:

Министерство всегда поддерживает подобные инициативы. Сейчас такие мероприятия призваны проводить ассоциации и фестивали, такие как Суздальфест, и подобные. А также в современных условиях нам не стоит забывать про формат онлайн.

На круглом столе педагогов и аниматоров: «Как и зачем создавать студию детской анимации?» спикеры также подняли тему подготовки кадров и роста специалистов в студиях, поговорили о методах педагогики, поделились опытом собственных креативных платформ и рассказали о организационно-правовой специфике в регионах.

Руководитель пермской студии «Анимашка» Олеся Асхатова:

Студии необходимо открывать, чтобы дети могли здесь и сейчас заниматься любимым делом, тем, что им нравится. Когда я была ребенком, я не имела возможности заниматься мультипликацией, и вынуждена была уехать в Москву. Окончив курсы по анимации, я открыла детскую секцию.

Спикеры также обсудили методологию работы с детьми, где определили главную задачу педагога – максимально гибко подойти к обучению ребенка и не навредить ему, и, конечно, иметь неподдельный интерес к своему делу.

На дискуссии «Творческая команда глазами продюсера. Как успешно пройти собеседование» под руководством Елены Щичкиной (проект «Маша и Медведь») участники поделились опытом работы в творческом коллективе, поговорили про мотивацию и особенностях взаимодействия с творческими людьми, об эмпатии и эмоциональном интеллекте.

В рамках конгресса организаторы школы AnimationSchool.ru и «Слёт аниматоров» Андрей Тренин и Николай Худяков провели лекцию «Куда пойти работать аниматору и сколько зарабатывают в индустрии?», на которой поделились с аудиторией актуальным срезом отрасли – статистикой по востребованности специалистов в разных видах анимации, реальными кейсами студии и своих коллег, а также поговорили про пайплайн анимационного производства и оценку труда в индустрии.

Параллельно с деловыми мероприятиями в кинозале продолжались показы новых мультфильмов. Официальная заставка фестиваля, предваряющая конкурсные кинопоказы смотра, традиционно была выбрана в результате специального конкурса заставок, который был проведен оргкомитетом Суздальфеста в девятый раз.

Свои работы прислали ученики детских студий и онлайн-школ анимации, студенты и выпускники профильных отечественных и зарубежных ВУЗов, профессионалы и любители анимации из Санкт-Петербурга, Тулы, Уфы, Казани, Волгограда, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Иваново, Якутска, Мегиона, Норильска, а также из Украины и Эстонии. По условиям творческого конкурса в заставке должны появиться Девочка с Гусем (символы фестиваля) и обыгрываться тема XXVI ОРФАК – «Время роста».

Победителем стал Илья Вышкварок с заставкой «Гига Плазматическая Митохондриальная Евглена». Также в преддверии старта фестиваля был проведен конкурс плакатов, на который было подано сорок две работы. Победителем конкурса плакатов стала Екатерина Ватель. Победители данных конкурсов были приглашены на фестиваль за счет дирекции.

Завершился флешмоб #suzdalcard, который представлял собой идею посткроссинга – все, кто любит Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале, смогли обменяться открытками с рисунками друг друга посредством почты. Всего в акции поучаствовало почти 100 человек со всей страны.

17 марта после торжественной церемонии открытия ОРФАК состоялся концерт gypsy-jazz группы The BigBuddy Band (при поддержке студии «Союзмультфильм»). Творческая группа создает неповторимые актерские и эстрадные этюды, сочетая их с исполнением известных музыкальных произведений в оригинальных аранжировках. Группа уже не первый год украшает своими номерами программу Суздальфеста, заряжая участников и гостей форума мощной позитивной энергией и даря настоящий праздник души. Мы благодарим коллектив за преданную дружбу и желаем исполнителям творческих успехов!

20 марта состоялась интеллектуально-развлекательная битва «КВИЗ, ПЛИЗ!» при поддержке киностудии «Союзмультфильм». Программа вечера состояла из 7 раундов с общими вопросами, а также на тему кино и анимации. В игре участвовало 150 человек, сформировалось 25 команд. Победителям вручили памятные призы от киностудии «Союзмультфильм».

В ночь с 20 на 21 марта на Суздальском фестивале анимации прошёл показ Третьего международного фестиваля анимационных микрофильмов «Ща, 5 сек». На фестивале было показано 245 фильмов продолжительностью не более 5 секунд (плюс две дополнительных секунды на титры). Фестиваль «Ща, 5 сек» возник в 2019 году как шутка. В соцсетях среди друзей был объявлен опен-колл, который шёл в течение одной недели. Организаторы ожидали, что на фестиваль пришлют 10 или 20 фильмов, и показ будет длится 1-2 минуты. Но к дедлайну было прислано около 150 фильмов, в том числе из-за рубежа. Оказалось, что возможность воплотить свою идею за один-два вечера стала вдохновляющим вызовом как для любителей, так и для профессионалов анимации. Никакой цензуры, рамок и критериев, кроме законодательства РФ. Любые темы, идеи, техники исполнения, главное – вместить мысль в 5 секунд. На фестивале нет селекции и жюри. Сразу после показа зрители, которые подготовили призы, вручают их понравившимся фильмам.

Каждое утро Суздальского фестиваля начиналось уникальной программой Всероссийского конкурса детских мультипликационных студий «Утренняя зарядка». Это фильмы, сделанные детскими непрофессиональными творческими коллективами и индивидуальными авторами. Сам конкурс проходил до начала фестиваля. В этом году было прислано 176 заявок от 57 студий со всей страны.

Традиционно во время работы фестиваля дети, приехавшие в Суздаль с родителями, могли не только посмотреть фильмы, но и снять свое кино на студии «Мультенок», которая работала в Суздале в дни проведения фестиваля под руководством команды проекта «Маша и Медведь»: Андрея Юшкина, Софьи Рыбниковой, Елены Щичкиной, Алины Митиной, Анны Мальцевой. Юные гости ОРФАК смогли за четыре дня создать настоящий мультфильм, который был показан широкой публике на главном фестивальном экране в день церемонии закрытия. В работе над этим фильмом приняло участие почти 20 ребятишек.

Фестиваль организовывается Кинокомпанией «Мастер-Фильм» совместно с Администрацией Владимирской области при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и является крупнейшим профессиональным смотром отечественной мультипликации.


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ