Не стало Эдуарда Артемьева

Поделиться в соцсетях

Стало известно, что 29 декабря 2022 года в Москве на 86-м году жизни скончался Эдуард Николаевич Артемьев — советский и российский композитор, актёр, Народный артист Российской Федерации (1999), Герой Труда Российской Федерации (2022), Четырёхкратный лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993, 1995, 1999, 2017), Лауреат Государственной премии РСФСР (1988).

 

Эдуард Николаевич родился в Новосибирске, в котором его родители-москвичи были проездом. В семь лет был отправлен в Москву к дяде.

Я христианин, музыкант. И другого ничего делать не умею. Еще с детства, и как бы этому не изменял, этому предназначению. Я говорю «предназначению», потому что так получилось, что я плыву по течению реки жизни. Потому что, когда я закончил консерваторию, пытался устроиться, свои сочинения показывать, ничего это не принималось, я получал одни шишки, что называется. Пошел в преподавательскую деятельность, работал сначала в школе музыкальной, потом в Институте культуры. И выбор, куда жизнь меня вела, я за ней следовал безропотно.

Программа “Линия жизни” с Э.Н.Артемьевым (телеканал “Культура”, 2017 год)

Первоначальное музыкальное образование Артемьев получил в Московском хоровом училище. В 1960 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. А. Шапорина.

 В 60-х, когда синтезаторы стали все увереннее прокладывать себе дорогу, на меня обрушился такой мир, что мне буквально «сорвало крышу». Это было неслыханное, абсолютно новое звучание. А вот почему я так увлекся именно этим направлением, довольно сложно объяснить. Наверно, все дело было в некой внутренней готовности — что-то во мне ждало именно такого звука, «космического» настроения, я был подспудно ему открыт.

Встретившись в 1960 году с инженером Е. Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов, Эдуард Николаевич занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки (экспериментировал в студии Музея им. А. Скрябина, работал программистом в НИИ) и работал в первой в СССР экспериментальной студии электронной музыки. В 1968 на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции был представлен уникальный фотоэлектрический «АНС» (изобретатель — Е. Мурзин, электронные композиции — Артемьев). Участвовал в деятельности фирм звукозаписи и киностудий в Балтиморе, Бурже (1989). Президент Ассоциации электроакустической музыки при ЮНЕСКО.

Знаете, меня еще молодым человеком позвал на «Мосфильм» режиссер Самсон Самсонов – написать музыку к его фильму «Арена». Я недоумевал, почему позвали именно меня, и только потом мне сказали: физиономия твоя понравилась. Самсонов объяснял, чего хочет от музыки в фильме, – очень терпеливо, другой бы давно меня прогнал. Однажды он вызвал меня к себе в кабинет и сказал: «Пойми – мы все одна команда. Но только я знаю, какое кино вижу. Слушайте меня и верьте мне, тогда нас может ждать успех. Всегда слушай режиссера, как бы коряво он ни выражал свою мысль, иначе ничего не получится». Я этот разговор запомнил на всю жизнь

Примеров, когда кино совсем без музыки, очень мало. Но примеры есть. Режиссер решил, что музыка не нужна, и без нее обошелся. Это его личный страх и решительность одновременно. Но в принципе, кино — это отдельный жанр искусства, или даже пласт искусства — вот это точнее. За очень короткое время кино выработало целую систему взглядов на мир звука, в данном случае даже не на музыку. Место ее, степень влияния и отражения действий, происходящих на экране

Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. В 1961 по совету композитора В. Мурадели озвучил фильм «Мечте навстречу». Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них — три фильма А. Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1979), фильмы Н. Михалкова, А. Кончаловского и В. Абдрашитова. Музыка Артемьева к кинофильмам записана на альбом «Территория любви» (1998).

Тарковский вообще не говорил о музыке. Мы обсуждали философию, глобальные вещи. А уж как эти беседы переработаются во мне музыкально, его не интересовало. Кончаловский же и сам музыкант, мы с ним вместе учились в Консерватории, он ушел с третьего курса. Он постоянно внедрялся в партитуру – и это очень тяжело, страшно этого не люблю, но ничего не поделаешь.

Композитор человек подневольный. С другой стороны, это крайне интересно. Допустим, у тебя есть тема, которая принята. И вдруг режиссер хочет что-то изменить. Ситуация непростая. Ты не знаешь, как сделать, никак она сюда не влезает, не место этой фантазии здесь. Но напрягаешься и находишь решение. А потом удивляешься, что никогда бы сам такого выхода не нашел, вот в чем дело. Это совершенно удивительные вещи

Лучшие из песен Артемьева — это песни из кинофильмов либо песни, возникшие на материале музыки фильмов («Полёт на дельтаплане», «Затихло где-то танго»), оригинальные песни-баллады, песни-поэмы («Здравствуй, день!», «Воспоминание», «Костры рябин», «Звёздные просторы», «Всё зелёное в сердце со мной»), звучащие в исполнении Г. Трофимова, В. Леонтьева, Ж. Рождественской, Р. Бабаян. Пример синтеза электронного рока и симфонической музыки — вокальный цикл Артемьева «Кто я?» на стихи Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской. Для ВИА «Поющие гитары» написана рок-опера «Преступление и наказание» (по мотивам романа Ф. Достоевского).

Быть довольным своей музыкой – это конец. Все, на печку и до свидания

Михалковым я отказать не могу. Что Никита, что Андрей мне говорят: «Мы настолько к тебе привязались, что ты просто стал членом нашей семьи»

Ведь режиссер часто является проводником своих идей через музыку. Никита Михалков очень строг. Но он еще обладает и некоторым экстрасенсорным влиянием. Что-то говорит и невольно закачивает в тебя свою энергию. После этого с ним работать очень легко

Артемьев является членом Союза композиторов и Союза кинематографистов России, президентом основанной им же в 1990 году «Российской ассоциации электроакустической музыки», а также членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.

Знаете, когда электронная музыка, выросшая из авангардизма, только у нас начиналась – в концертные залы просто невозможно было попасть. Это было еще до полета человека в космос – в первой половине XX века Пьер Шеффер, один из отцов конкретной музыки, придумал склеивать шумы. Потом добавился человеческий голос, затем пришла музыка из Кельна, где занимались электронным синтезом. Следом арт-рок пошел со страшной силой: King Crimson, Genesis, Yes, Led Zeppelin, Tangerine Dream, Клаус Шульце, Kraftwerk, хотя я последних и не очень люблю. Все это могучая музыка, которой сейчас нет, потому что ее сожрала коммерция. Первопроходцы этой музыки положили на ее алтарь свои жизни. Они же все кололись, ширялись – и сколько померло! Потому что открывать новые пространства в музыке, видимо, по-другому нельзя. И все это ушло

Работы Артемьева выпущены, в частности, CD-лейблом «Электрошок Рекордз», основанным во второй половине 1990-х годов его сыном Артемием Артемьевым. Последней его работой будет предстоящий фильм Никиты Михалкова «Шоколадный Револьвер», и после этого он планировал прекратить творческую деятельность. Об этом Эдуард сообщил в интервью каналу «#ещенепознер» и его автору и журналисту Николаю Солодникову.

Портал “Работники ТВ” выражает искренние соболезнования родным и близким композитора.

Некоторые факты:

Композиция «О спорт — ты вечный прогресс» (1980 года) использовалась в церемониях открытия и закрытия Игр XXII Олимпиады в Москве, причем инструментальная часть оды звучала во время зажжения олимпийского огня, а вокальная была использована в качестве музыкального сопровождения к танцу девушек в древнегреческих туниках при гашении огня во время закрытия Игр.
Три номера кантаты «Ода доброму вестнику» (5. Красота земли, 6. Интерлюдия, 7. Спорт, ты — мир) (1980) в переработанном виде вошли в мессу «Девять шагов к преображению» (2018).
В композиции Resurrection группы ППК обработанная музыкальная тема Артемьева к фильму «Сибириада» дебютировала на 3-м месте в британских чартах синглов в 2002 году. Эта же тема из композиции «Поход» («Смерть героя») была использована 7 февраля 2014 года на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи. И эта же композиция стала причиной претензии автора к Первому каналу российского телевидения из-за использования в музыкальном шоу «Голос Дети», 7 сезон.

Другая мелодия Артемьева — основная тема из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» — в аранжировке Игоря Матвиенко прозвучала на церемонии закрытия Олимпиады в Сочи. На церемонии закрытия также была использована музыка Артемьева из фильма «Сталкер».
Поэт Николай Зиновьев написал стихи на одну из музыкальных тем Артемьева к фильму «Родня» и в результате получилась песня «Полёт на дельтаплане», которая стала широко известна в исполнении Валерия Леонтьева. Зиновьев является автором также как минимум пяти песен на музыку Э. Артемьева, одну из которых («Ностальгия») исполнил Игорь Тальков.
Является экспертом международного экспертного совета Виртуального продюсерского центра «Record v 2.0».
Произведение «Красота Земли» из альбома «Ода доброму вестнику» включено в состав радиосигнала в глубокий космос к системе TRAPPIST-1, а также экзопланете К2-18б в рамках фестиваля электронной музыки, искусства и науки «Стихия».

Награды

Малая Золотая медаль ВДНХ за музыкальную композицию «Мозаика» (1968).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (30 октября 1985 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1988) за фильм «Курьер».
Почётный гражданин г. Балтимор (США, 1988).
Лауреат четырёх Государственных премий в области литературы и искусства (1993, 1995, 1999, 2017): за художественные кинофильмы «Урга — территория любви», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник» и «за вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства».
Народный артист Российской Федерации (8 января 1999 года) — за большие заслуги в области искусства.
Лауреат четырёх премий «Ника» за лучшую музыку к фильму (1995, 2004, 2008, 2017) («Лимита», «Водитель для Веры», «12», «Герой»).
Лауреат пяти премий «Золотой орёл» за лучшую музыку к фильму (2007, 2008, 2012, 2014, 2015) («Доктор Живаго», «12», «Дом», «Легенда № 17», «Солнечный удар»).
Лауреат премии «Искусство объединения Человека и информации» в номинации «Искусство» (2000).
Лауреат премии «Святой Георгий» XXIII Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2001).
Премия имени М. Таривердиева (1999) за музыку к фильму «Мама».
Приз имени М. И. Глинки (2011) за музыку к фильму «Тихая застава».
Приз жюри и Российского авторского общества имени Андрея Петрова (2011) за музыку к фильму «Тихая застава».
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (16 августа 2013 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Премия «Человек года» (2015)
Премия Шостаковича за вклад в развитие мировой музыкальной культуры (2017)
«Золотая маска» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре» за спектакль «Преступление и наказание» (Театр мюзикла, Москва) (2017)
Орден Александра Невского (16 июля 2018 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность
За неоспоримый вклад в национальное искусство РФ, избран почетным академиком «Национальной гуманитарной академии» (2021 год).
Приз Российской национальной музыкальной премии «Виктория» за неоценимый вклад в российскую музыкальную культуру (2017)
«Золотой святой Георгий» — приз 44-го Московского международного кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф (2022)
Герой Труда Российской Федерации (14 ноября 2022 года) — за особые трудовые заслуги перед государством и народов

 

Телевидение и радио

1989 — заставка программы «Под знаком “ПИ”».
1996 — заставка информационной программы «Вести» на «Радио России» (переработанная версия композиции «Вечный прогресс»).
2011 — н. в. — заставка программы «Бесогон ТВ» (тема «Поклонники» из кинофильма «Раба любви»).
Актёрская фильмография
1967 — «Арена» — тапёр
1983 — «Без свидетелей» — дирижёр
2014 — «Солнечный удар» — ассистент фотографа

Фильмография
1963
«Мечте навстречу» (совместно с В. Мурадели), реж. М. Карюков и О. Коберидзе; Одесская киностудия.
1967
«Арена», реж. С. Самсонов; Мосфильм.
«Доктор Вера», реж. Д. Вятич-Бережных; Мосфильм
«Занимайтесь самбо!» (Фитиль № 54), реж. А. Митта; Мосфильм
1968
«Не в шляпе счастье», реж. Н. Серебряков; Союзмультфильм.
«Урок литературы», реж. А. Коренев; Мосфильм.
«Клубок», реж. Н. Серебряков; Союзмультфильм.
1969
«Великие холода», реж. Н. Серебряков; Союзмультфильм
«Каждый вечер в одиннадцать», реж. С. Самсонов; Мосфильм.
«Встреча у старой мечети», реж. С. Хамидов; Таджикфильм.
«Жадный Кузя», реж. М. Каменецкий, И. Уфимцев; Союзмультфильм
1970
«Чудный характер», реж. К. Воинов; Мосфильм.
«Легенда тюрьмы Павиак», реж. С. Хамидов; Таджикфильм.
«Спокойный день в конце войны», реж. Н. Михалков; Мосфильм.
«Удивительный мальчик», реж. А. Орлов; ТО «Экран».
«Добрый Насим», Таджикфильм.
«Сказка о живом времени», реж. Н. Серебряков; Союзмультфильм
1971
«Голод», реж. С. Хамидов; Таджикфильм.
«Золочёные лбы», реж. Н. Серебряков; Союзмультфильм
1972
«Солярис», реж. А. Тарковский; Мосфильм.
«Белые бабочки Уссури», реж. С. Ерин; Мосфильм.
«Ветерок», реж. Н. Серебряков; Союзмультфильм
1973
«Молчание доктора Ивенса», реж. Б. Метальников; Мосфильм.
«Чисто английское убийство», реж. С. Самсонов; Мосфильм.
«Каждому нужна собака», реж. И. Ясулович; Киностудия им. Горького.
«Тайна забытой переправы», реж. С. Хамидов; Таджикфильм.
1974
«Свой среди чужих, чужой среди своих», реж Н. Михалков; Мосфильм.
«Зеркало», реж. А. Тарковский; Мосфильм.
«Птицы над городом», реж. С. Никоненко; Киностудия им. Горького
«Ваши права?», реж. И. Селезнёва; ТО «Экран».
1975
«Страх высоты», реж. А. Сурин; Мосфильм.
«Крестьянский сын», реж. И. Тарковская; Киностудия им. Горького.
«Принимаю на себя», А. Орлов; Мосфильм.
«Нарисовать начало», реж. Владимир Самсонов; ТО «Экран»
1976
«Раба любви», реж. Н. Михалков; Мосфильм.
«Бешеное золото», реж. С. Самсонов; Мосфильм.
«Пропал и нашёлся», реж. И. Ясулович; Киностудия им. Горького.
1977
«Неоконченная пьеса для механического пианино», реж. Н. Михалков; Мосфильм.
«Территория», реж. А. Сурин; Мосфильм.
«Середина жизни», реж. О. Воронцов; Свердловская киностудия.
«Семь похищенных женихов», реж. С. Хамидов; Таджикфильм.
«Живая вода», реж. Владимир Самсонов; ТО «Экран»
1978
«Торговка и поэт», реж. С. Самсонов; Мосфильм.
«Здравствуй, река», реж. И. Ясулович, П. Арсенов; Киностудия им. Горького.
«Ищи ветра», реж. В. Любомудров; Свердловская киностудия.
«Сапоги всмятку», реж. М. Ильенко; Киностудия им. Довженко.
«Братья Рико», реж. Г. Иванов; Беларусьфильм.
«Стратегия риска», реж. А. Прошкин; ТО «Экран».
«Месье Ленуар, который не хотел умирать», реж. А. Орлов; ТО «Экран».
«Легенды перуанских индейцев», реж. В. Пекарь; Союзмультфильм.
«Лес, в который ты никогда не войдешь», реж. Б. Конунов; «Молдова-фильм».
«Самолётик», реж. Владимир Самсонов; ТО «Экран»
1979
«Сталкер», реж. А. Тарковский; Мосфильм.
«Сибириада», реж. А. Михалков-Кончаловский; Мосфильм.
«Несколько дней из жизни И. И. Обломова», реж. Н. Михалков; Мосфильм.
«Девочка и дельфин», реж. Р. Зельма; ТО «Экран».
«Сыщик», реж. В. Фокин; Киностудия им. Горького.
«Полоска нескошенных диких цветов», реж. Ю. Ильенко; Киностудия им. Довженко.
«Телохранитель», реж. А. Хамраев; Таджикфильм.
«Инспектор Гулл», реж. А. Прошкин; ТО «Экран».
«Герон», реж. В. Омельченко; ТО «Экран»
1980
«Охота на лис», реж. В. Абдрашитов; Мосфильм.
«Баба Яга против!», реж. В. Пекарь; Союзмультфильм.
«Расследование», реж. М. Рык; Мосфильм.
«Частное лицо», реж. А. Прошкин; ТО «Экран».
«Миллионы Ферфакса», реж. Н. Ильинский; Киностудия им. Довженко.
«Ночь рождения», реж. Р. Зельма; ТО «Экран».
«Тайна Эдвина Друда»[29], реж. А. Орлов; ТО «Экран».
«Три года», реж. С. Любшин, Д. Долинин; Мосфильм.
«Школа», реж. М. Ильенко; Одесская киностудия.
«Каждый третий», реж. Э. Хачатуров; Беларусьфильм, Узбекфильм
1981
«Родня», реж. Н. Михалков; Мосфильм.
«Александр Маленький», реж. В. Фокин; Киностудия им. Горького.
«Старосветские помещики», реж. М. Ильенко; Киностудия им. Довженко.
«Любовь моя — революция», реж. О. Тулаев; Таджикфильм.
«Когда уходят киты», реж. А. Ниточкин; ТО «Экран».
«Опасный возраст (считать расторгнутым)», реж. А. Прошкин; ТО «Экран».
«Дядюшкин сон», реж. А. Орлов; ТО «Экран».
«Говорящие руки Траванкора», реж. В. Пекарь; Союзмультфильм.
«Недобрая Ладо», реж. Н. Шорина; Союзмультфильм.
1982
«Свидание с молодостью», реж. В. Попов; Мосфильм.
«Остановился поезд», реж. В. Абдрашитов; Мосфильм.
«Было у отца три сына», реж. Г. Иванов; Мосфильм.
«Захват», реж. М. Махмудов; Таджикфильм.
«Красавица в трауре», реж. Е. Шинарбаев; Казахфильм.
«Юность гения», реж. Э. Ишмухамедов; Таджикфильм.
«Белый шаман», реж. А. Ниточкин; ТО «Экран».
«Закон племени», реж. В. Пекарь; Союзмультфильм.
1983
«К своим!», реж. В. Левин; Мосфильм.
«Жаркое лето в Кабуле», реж. А. Хамраев; Мосфильм.
«Миргород и его обитатели», реж. М. Ильенко; киностудия им. Довженко.
«Гори, гори ясно», реж. А. Шахмалиева; Ленфильм.
«Возвращение с орбиты», реж. А. Сурин; Киностудия им. А. Довженко.
«Путь в вечность», реж. В. Пекарь; Союзмультфильм.
«Без свидетелей», реж. Н. Михалков; Мосфильм.
1984
«Лунная радуга», реж. А. Ермаш; Мосфильм.
«Первая конная», реж. В. Любомудров; Мосфильм.
«Человек-невидимка», реж. А. Захаров; Мосфильм.
«ТАСС уполномочен заявить», реж. В. Фокин; Киностудия им. Горького.
«То ли птица, то ли зверь» (мультфильм), реж. В. Пекарь; Союзмультфильм.
«Семь стихий», реж. Г. Иванов; Киностудия им. Горького.
«Круговорот», реж. Д. Худойназаров; Таджикфильм.
1985
«Звонарь» (Фитиль № 273), реж. В. Пекарь; Союзмультфильм.
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», реж. А. Орлов; Мосфильм.
«Соучастие в убийстве», реж. В. Краснопольский, В. Усков; Мосфильм.
«Каждый охотник желает знать…», реж. М. Ильенко; Киностудия им. Довженко.
«Чужой звонок», реж. С. Олейник; Киностудия им. Довженко.
«Сто радостей, или Книга великих открытий», реж. Я. Лупий; Одесская киностудия.
«Грядущему веку», реж. И. Хамраев; Ленфильм.
«Загадка сфинкса», реж. В. Пекарь; Союзмультфильм.
«Корабль пришельцев», реж. С. Никоненко, Киностудия им. Горького.
«Прощай, зелень лета», реж. Э. Ишмухамедов, Узбекфильм
1986
«Курьер», реж. К. Шахназаров; Мосфильм.
«Секунда на подвиг», реж. Э. Уразбаев, Ом Гил Сен; Мосфильм, Корейская киностудия художественных фильмов.
«Без срока давности», реж. Э. Ходжикян; Мосфильм.
«Мы веселы, счастливы, талантливы», реж. А. Сурин; Мосфильм.
«Ключ на старт», реж. С. Никоненко; Киностудия им. Горького.
«Плата за проезд», реж. В. Сорокин; Ленфильм.
«Жалоба», реж. Т. Золоев; Одесская киностудия.
«Покушение на ГОЭЛРО», реж. Н. Гусаров; Свердловская киностудия.
«Последняя инспекция», реж. Э. Хачатуров; Узбекфильм.
«Земля моего детства», реж. А. Ниточкин; ТО «Экран».
«Ара, бара, пух!», реж. В. Пекарь; Союзмультфильм.
«Человек на мотоцикле», реж. С Сулейменов, Казахфильм
1987
«Конец вечности», реж. А. Ермаш; Мосфильм.
«Гобсек», реж. А. Орлов; Молдова-филм.
«Визит к Минотавру», реж. Э. Уразбаев; Киностудия им. Горького.
«Мышь и верблюд», реж. В. Пекарь, С. Мягмар; Союзмультфильм, Монголкино.
1988
«Homer and Eddie» («Гомер и Эдди»), реж. А. Кончаловский; Kings Road Entertainment / Los Angeles (США).
«Город Зеро», реж К. Шахназаров; Мосфильм.
«Воля Вселенной», реж. Дмитрий Михлеев; Беларусьфильм.
«Государственная граница. Фильм 7-й: Солёный ветер», реж. Г. Иванов; Беларусьфильм.
«Эти три верные карты», реж. А. Орлов; Литовская киностудия.
«На рассвете», реж. Я. Лапшин; Свердловская киностудия.
1989
«Нечистая сила», реж. Э. Ясан; Ленфильм.
«Ай-ай-ай», реж. В. Пекарь; Союзмультфильм.
«Вход в лабиринт», реж. Валерий Кремнёв
«И повторится всё…», реж. Б. Оганесян; Арменфильм.
«Счастливый старт», реж. В. Тарасов; Союзмультфильм.
«Мико — сын Павловой», реж. Е. Пророкова; Союзмультфильм.
1990
«Центровая сделка» («Heard of the deal»), реж. М. Левикова, Ю. Найман; Chanticleer Film Los Angeles (США).
«Палач», реж. В. Сергеев; Ленфильм.
«Автостоп», реж. Н. Михалков; «ТриТэ».
«Грань», реж. Н. Репина; Казахфильм.
«Надводная часть айсберга», реж. А. Горленко; Союзмультфильм.
1991
«Подводные береты», реж. В. Тарасов и др.; Союзмультфильм
«The inner circle» («Ближний круг»), реж. А. Кончаловский; «Коламбия Пикчерз» (США).
«Штемп», реж. Г. Иванов; «Фора-фильм».
«Гений», реж. В. Сергеев; Ленфильм.
«Урга — территория любви», реж. Н. Михалков; Camera One (Франция).
«Преступление лорда Артура», реж. А. Орлов; Союзтелефильм.
1992
«Похождения Чичикова», реж. А. Орлов; ТО «Экран».
«Double jeopardy» («Двойная опасность»), реж. Л. Шиллер; CBS-Lauren Production / Los Angeles (США).
1993
«Анна: от 6 до 18», реж. Н. Михалков; «ТриТэ».
«Грех. История страсти», реж. В. Сергеев; Ленфильм.
«Шопен. Соната номер два», реж. К. Антропов; «ЛАД».
1994
«Лимита», реж. Д. Евстигнеев; Мосфильм.
«Burial of the rats» («Похороны крыс»), реж. Д. Голден; Concorde Company / Los Angeles (США).
«Утомлённые солнцем», реж. Н. Михалков; «ТриТэ», Camera One (Франция).
1995
«Неоконченный Карабахский дневник», реж. Э. Паязат; «Арменфильм».
1996
«Родительский день» (документальный фильм), реж. Р. Боботов; ВГИК
1997
«Odyssey» («Одиссея»), реж. А. Кончаловский; Hallmark Entertainment Production (США).
«Война окончена. Забудьте…», реж. В. Харченко; ВГИК, Прометей (Москва), Наше Кино.
1998
«Сибирский цирюльник», реж. Н. Михалков; «ТриТэ», Camera One (Франция).
1999
«Мама», реж. Д. Евстигнеев; Мосфильм.
2001
«Побег из Гулага», реж. Харди Мартине, Д. Астрахан; Cascadeur Filmproduction (Германия), «Беларусьфильм».
2002
«Дом дураков», реж. А. Кончаловский.
«Наследник», реж. В. Любомудров.
2003
«Отец», реж. Никита Михалков.
«Мама», реж. Никита Михалков.
2004
«Водитель для Веры», реж. П. Чухрай; Мосфильм.
«Богатство», реж. Э. Уразбаев; «МостВидеоФильм».
2005
«Глазами волка», реж. Николай Вороновский; ТПС «Актёр кино», Киностудия имени М. Горького.
2006
«Доктор Живаго», реж. А. Прошкин; «Централ Партнершип».
2007
«55», реж. Н. Михалков; «Россия»
«12», реж. Н. Михалков; «Три Тэ».
2008
«Никто кроме нас», реж. Сергей Говорухин.
2009
«Прыжок афалины», реж. Эльдор Уразбаев.
«Какраки», реж. Илья Демичев.
«Тайны любви», реж. Анастасия Попова.
2010
«Утомлённые солнцем 2: Предстояние», реж. Н. Михалков
«Щелкунчик и Крысиный Король», реж. Андрей Кончаловский
2011
«Утомлённые солнцем 2: Цитадель», реж. Н. Михалков
«Око за око», режиссёр Геннадий Полока.
«Тихая застава» реж. Сергея Маховикова по одноимённой повести Валерия Поволяева.
«Космонавт», режиссёр Николас Алкала.
«Дом», режиссёр Олег Погодин.
«Искупление», режиссёр Александр Прошкин.
2012
«Москва 2017», режиссёр Дж. Брэдшоу.
2013
«Легенда № 17», режиссёр Николай Лебедев.
2014
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», реж. Андрей Кончаловский, Продюсерский Центр Андрея Кончаловского.
«Солнечный удар», режиссёр Никита Михалков, «ТриТэ».
2016
«Герой», реж. Юрий Васильев.
2019
«Грех», реж. Андрей Кончаловский, Продюсерский Центр Андрея Кончаловского.
2020
«Шоколадный револьвер», реж. Никита Михалков, «ТриТэ».

Дискография
LP. «AHC — синтезатор» (Э. Артемьев — С. Крейчи, музыка к кинофильму «Космос»). «Мелодия»: 1972. D 25631—2 (СССР).
LP. «Siberiade». Bande originale du film d’Andrei Konchalovsky. «Le Chant Du Monde»: 1979, LDX 74719 (Франция).
LP. «Метаморфозы». Электронные интерпретации классических и современных произведений. Аранжировка для синтезатора Synthi-100 Э. Артемьева, В. Мартынова, Ю. Богданова. «Мелодия»: 1980, С10—13889-90 (СССР).
LP. «Картины-настроения». Электронная музыка к фильмам «Сибириада», «Когда уходят киты», «Лунная радуга», «Ночь рождения», «Инспектор Гулл», «Жаркое лето в Кабуле», «Охота на лис», «Сталкер», «Легенды перуанских индейцев». «Мелодия»: 1984, С10—21077-002 (СССР).
LP. «Ода доброму вестнику». Олимпийская кантата. Стихи Пьера де Кубертена. Поёт Геннадий Трофимов. «Мелодия»: 1984, С60-21277 000 (СССР).
LP. «Тепло Земли». Вокально-инструментальная сюита на стихи Юрия Рытхэу. Поёт Жанна Рождественская. «Мелодия»: 1985, С60-23029 000 (СССР).
CD. «Solaris», «The Mirror», «Stalker»: films by Andrei Tarkovsky. Torso Kino: 1989, CD 5001 (Голландия).
LP. «Музыкальное приношение». «Мелодия»: 1990, C60 — 30721 000 (СССР).
CD. «Urga»: original motion picture soundtrack a film by Nikita Mikhalkov. «Philips»: 1991, 510 608-2 (Франция).
CD. «Looking East — Estonia and Russia» (Eduard Artemiev «The Road to Nowhere»). Erdenklang: 1992, 29612 (Германия).
CD. «The inner circle»: music from the original soundtrack music composed by Edvard Artemiev. Milan: 1992, BMG 7313835613-2 (США).
CD. «Burnt by the sun»: Bande originale du film «Soleil tromteur». «Auvidis traveling»: 1995, CD 5001 (Франция).
CD. «Территория любви»: Музыка из кинофильмов Никиты Михалкова. «Тритэ & Edart Music», «Ладъ»: 1995, LDR 417038/9 (Россия).
CD. «Тепло Земли». «Musea»: 1999, FGBG 4309. AR (Франция).
CD. «The odyssey: music from motion picture». «Electroshock records», 1998. ELCD 008 (Россия).
CD. «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»: музыка к фильмам А. Тарковского. «Electroshock Records»: 1999, ELCD 012 (Россия).
CD. «Barber of Sibiria»: original motion picture soundtrack a film by Nikita Mikhalkov. «Sony Classical»: 1999, SK 61802 (США).
CD. «ANS». Electroshock Presents: “Electroacoustic Music. Volume IV. Archive Tapes. Synthesiser ANS. 1964—1971. «Electroshock Records» 1999, ELCD 011 (Россия).
CD. «A book of impressions by Edvard Artemiev». «Electroshock Records»: 2000, ELCD 018 (Россия).
CD. «Three odes»: «Ode to the Herald of good», «Phantom from Mongolia», «There & Here». «Electroshock Records»: 2002, ELCD 030 (Россия).
CD. Музыка к кинофильмам «Водитель для Веры», «Мама». Продюсерская фирма Игоря Толстунова. 2004 (Россия).
CD. «So Weit Die Füsse Tragen» («As far as my feet will carry me»). «Electroshock Records»: 2005, ELCD 045.
CD. «Shadows of a Theater». «Electroshock Records»: 2005, ELCD 046.
CD. «Территория любви. Музыка из кинофильмов Никиты Михалкова», коллекционное издание, посвящённое юбилею Н. В. Михалкова, ремастированное, дополненное. «Electroshock Records»: 2005, ELCD 047/048 (2 CD).
CD. «Эдуард Артемьев. Музыка кино». 2007, VSMCD-001 VSMCD-002 (2 CD).
CD. «Преступление и наказание». Рок-опера, 2007 (2 CD)[24].
CD. «Invitation to Reminiscences». «Electroshock Records»: 2010, ELCD 057.
CD. «Mood-Pictures». «Electroshock Records», 2010. ELCD 061 (Россия).
CD. «Гармония бытия. Сентиментальное путешествие по фильмам Никиты Михалкова под музыку Эдуарда Артемьева». «Electroshock Records»: 2015, ELCD 064/065.
CD. «Герой». «Electroshock Records»: 2016, ELCD 066.
CD. «Антология» (11 CD Box Set), коллекционное издание с музыкой из кинофильмов разных лет, «Electroshock Records», 2018. ELCD 067—077 (Россия)

Оперы

«Тепло Земли», опера в двух действиях, либретто Е. Компанец; 1988 г.
«Преступление и наказание», рок-опера в двух актах по мотивам одноимённого романа Ф. М. Достоевского; либретто А. Кончаловского и Ю. Ряшенцева (при участии М. Розовского), стихи Ю. Ряшенцева; «Театр мюзикла», 2016 г.
Оратории, кантаты, хоровые и вокально-инструментальные сочинения
«Я убит подо Ржевом», оратория на стихи А. Твардовского для баритона, смешанного хора и симфонического оркестра; 1959 г.
«Вольные песни», кантата для хора и симфонического оркестра на народные тексты; 1967 г.
«Гимн природе», для голоса и рок-ансамбля на стихи П. Грушко; 1976 г.
«Ода доброму вестнику», кантата к Олимпийским играм в Москве для тенора, двух смешанных хоров, детского хора, симфонического оркестра, рок-группы и синтезатора Synthi-100 на слова Пьера де Кубертена в русском переводе Н. Кончаловской; 1980 г. Вторая редакция кантаты подготовлена для фирмы звукозаписи «Мелодия»; 1984 г.
«Тепло Земли», вокально-инструментальный цикл для меццо-сопрано, рок-группы и синтезатора Synthi-100; 1985 г.
Balandis baltas (рус. Белый голубь), Vision (рус. Видение), Vasara (рус. Лето) — три поэмы для сопрано, скрипки и синтезаторов на стихи поэтов П. Целана и С. Геды; 1982—1989 гг.
Impertire tempus cogitation (рус. Посвяти время размышлению), для сопрано и синтезаторов; 1990 г.
«Фантом из Монголии», для народного женского голоса и синтезаторов; 1991 г.
«Там и здесь», терцет для сопрано, тенора, рок-певца и симфонического оркестра на текст Ю. Ряшенцева; 1996 г.
«Девять шагов к Преображению», месса для хора, рок-группы, оркестра и солистов[25]; 2018 г.
Симфонии, сюиты, инструментальная музыка
«Поэма», для двух скрипок, альта и виолончели; 1956 г.
«Хороводы», сюита для симфонического оркестра; 1960 г.
«Кубки», сюита для симфонического оркестра и хора; 1962 г.
«За мёртвыми душами», музыка к балету-пантомиме для симфонического оркестра; 1965 г.
«Океан», симфоническая поэма; 1972 г.
«Семь врат в мир Сатори», квазисимфония в семи частях для ансамбля электронных инструментов, гитары, ударных, скрипки и фонограммы; 1974 г.
«Пилигримы», симфония для сопрано, тенора и рок-группы на стихи С. Кирсанова; 1982 г. (не окончена).
«Лубки», сюита для женского хора и оркестра; 2010 г.
«Алтайский сказ. Полёт над временем», симфоническая сюита[27]; 2012 г.
«Мастер», симфоническая сюита, посвящённая 85-летию со дня рождения Василия Шукшина; 2014 г.
Произведения для солирующих инструментов с оркестром
Концерт для альта с оркестром (I часть); 1960 г.
Концерт для фортепиано с оркестром; 1994 г.

Фортепианная музыка

«Пасторальная сонатина»; 1956 г.
«Четыре прелюдии»; 1958 г.
Электронные композиции
«В космосе», для синтезатора АНС; 1961 г. (совместно с С. Крейчи)
«Звёздный ноктюрн», для синтезатора АНС; 1961 г.
«Концертный вальс», для синтезатора АНС; 1964 г.
«Этюд», для синтезатора АНС; 1964 г.
«Мозаика», для синтезатора АНС; 1967 г.
«Двенадцать взглядов на мир звука: Вариации на один тембр»; 1969 г.
«Нетемперированная музыка», для синтезатора АНС; 1969 г.
«Картины-настроения», сюита для синтезатора Synthi-100; 1976—1983 гг.
«Ноосфера», для хора и синтезаторов; 1975 г. (вторая редакция — 2000 г.).
«Мираж», для рок-группы и синтезаторов; 1978 г.
«Движение», для синтезатора Synthi-100 (совместно с Ю. Богдановым); 1980 г.
«Океан Солярис»; 1987 г.
«Credo (из Реквиема)»; 1987 г.
«Памяти А. Тарковского»; 1987 г.
«Три взгляда на революцию. К 200-летию Великой французской революции»; 1989 г.
«Ритуал»; 1991 г.
рус. Я хотел бы вернуться); 1993 г.

«Touch to the mystery» (рус. Прикосновение к тайне); 1993 г.
«In the nets of time» (рус. В сетях времени); 1993 г.
«Intangible» (рус. Неосязаемый); 1996 г.

Музыка к спектаклям

1961
«Осторожно — листопад»; театр им. Моссовета, реж. О. Ремез.
«Гамлет из квартиры № 13»; театр Ленинского комсомола, реж. О. Ремез.
1965 «Фунт мяса»; театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев.
1966 «451 градус по Фаренгейту»; радиоспектакль, реж. Лия Веледницкая.
1966
«Море в конце пути»; театр на Малой Бронной, реж. А. Салтыков.
«Визит дамы»; театр на Малой Бронной, реж. А. Гончаров.
1966 «Бал воров»; театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев (восстановлен в 1974 г.).
1967 «Бег»; театр им. Ермоловой, реж. А. Гончаров.
1968 «Похождения Чичикова, или Мёртвые души»; Театр-студия киноактёра, реж. А. Орлов (восстановлен в 1990 г.).
1971 «Золотой мальчик»; театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев.
1975
«Ван Гог»; театр им. Ермоловой, реж. П. Зоданн (ГДР).
«Белое золото»; театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев.
1977 «Гамлет»; театр «Ленком», реж. А. Тарковский.
1978
«Пятая колонна»; МХАТ им. Горького, реж. Н. Скорик.
«Берег»; Малый театр, реж. В. Андреев.
«Убивец» («Преступление и наказание»); Рижский театр русской драмы, реж. М. Розовский.
«Постоялец»; театр им. Вахтангова, реж. Е. Симонов.
1984 «Идиот»; ЦАТСА, реж. Ю. Еремин.
1985 «Халида и Халидо»; Якутский драматический театр им. П. А. Ойтунского, реж. А. Борисов.
1986
«Статья»; ЦАТСА, реж. Ю. Ерёмин, С. Валоков.
«Бремя решения»; Театр сатиры, реж. В. Плучек.
«Чёрная невеста»; Свердловский драматический театр, реж. В. Анисимов.
1987
«Кресло»; Театр-студия под руководством О. Табакова, реж. О Табаков.
«Сон о белых горах»; Малый театр, реж. В. Седов.
«Игра»; Малый театр, реж. В. Андреев.
«Механическое пианино»; «Театро ди Рома» (Рим, Италия), реж. Н. Михалков.
«Чайка»; «Одеон» (Париж, Франция), реж. А. Кончаловский (восстановлен в 1989 г.).
1993
«Механическое пианино»; Театр-студия под руководством О. Табакова, реж. О. Табаков.
«Кабала святош»; МХАТ им. А. П. Чехова, реж. А. Шапиро.
2006 «Мария Стюарт»; Филиал Малого театра, реж. В. Иванов.

В публикации использованы материалы Википедии 

 


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ