Умер Ким Ки Дук

Поделиться в соцсетях

Кинорежиссер Ким Ки Дук скончался на 60-м году жизни в ночь на 11 декабря 2020 года в больнице в Риге от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией COVID-19. По информации СМИ, с ноября режиссер находился в Латвии, где предполагал купить недвижимость и оформить вид на жительство.

Из интервью кинокритика Андрея Плахова, взятого у режиссера несколько лет назад:

– И как вы ощущаете себя в своей карьере – какое у вас сейчас время года?
– Я уже пережил весну, лето и, возможно, осень. Дело идет к зиме

Ким Ки Дук родился 20 декабря 1960 года в деревне Собённи в уезде Понхва южнокорейской провинции Кёнсан-Пукто.

Вскоре семья Ким Ки Дука переехала в Сеул, где его отдали в сельскохозяйственную школу, не доучившись в которой, в возрасте семнадцати лет он устроился работать на завод.

Ким Ки Дук родился в горной деревне. Он был трудным подростком, который мог в драке сломать сверстнику руку и в то же время удивить взрослых каким-нибудь самодельным электронным устройством. Когда родители переехали в город, Кима отдали в сельскохозяйственную школу, которую он скоро бросил; подростком он работал на фабрике, затем двадцатилетним парнем завербовался во флот и отслужил там пять лет. Чуть не стал проповедником в церкви для незрячих, начал рисовать, без копейки денег отправился учиться живописи в Париж в полной уверенности, что ценность представляет только ручной труд, а культура в интеллектуальном понимании – это роскошь для богатых. Говорят, там он увидел первый фильм и поклялся сделать корейское кино лучшим в мире

– здесь и далее – отрывки книги Андрея Плахова “Режиссеры настоящего” .

В двадцать лет ушёл в армию, где прослужил пять лет в морской пехоте, потом два года провёл в церкви для незрячих, намереваясь стать священником. В этот период усилилось его давнее увлечение живописью, и он отправился в Париж, где в 1990—1992 годах изучал изящные искусства.

С середины 90-х средний возраст кинематографистов (включая режиссеров и продюсеров) в Корее достиг самой низкой отметки в мире. Отсюда – молодой напор и витальность как главные черты «корейского стиля». На это отреагировал даже такой консервативный прокат, как российский. Поначалу корейские фильмы попадали на наши экраны лишь в виде экзотических курьезов. Поначалу у «нормальной» публики раскосые глаза, странные гортанные звуки азиатов и их шокирующая телесность никакого отклика не вызывали. Народ знал, что action должен быть американский, l’amour в крайнем случае французский; и никакой Корее – Южной ли, Северной – в кинотеатре места не было. Между тем новые корейские фильмы успешно доказывают обратное, и даже в России на них обнаружился спрос

В 1993 году Ким Ки Дук получил награду Института сценаристов (Educational Institute of Screenwriting) за лучший сценарий к фильму «Художник и преступник, приговорённый к смерти». Некоторое время он путешествовал по Европе и выставлялся как художник.

Ким Ки Дук никогда не болел киноманией (обычная норма просмотров – один-два фильма в год) и вообще вел образ жизни, резко отличающий его от большинства кинематографистов. Он считает даже самых радикальных своих коллег слугами мейнстрима, а их радикализм – интеллектуальной придурью. Его же числят в корейском кино маргиналом, поскольку он не учился в киношколах, не считается с правилами построения фильма и не входит в местный кинематографический истеблишмент. Сам он называет себя партизаном (однажды послал в газету факс с заявлением «Я ненавижу журналистов») и постоянно подвергается нападкам со стороны феминистской критики, которая приклеила ему клеймо психопата и садиста.

Свою первую картину под названием «Крокодил» Ким снял в 1996-м, когда ему уже исполнилось 35

После ещё двух наград за сценарии состоялся его режиссёрский дебют — фильм «Крокодил» (1996). Далее последовали фильмы: «Дикие животные» (1996), «Отель „Птичья клетка“» (1998) и экспериментальный фильм «Реальный вымысел» (2000), снятый десятью кинокамерами всего за 200 минут.

Сразу обозначилась главная тема, которой неизменно предан Ким Ки Дук, – тема «прекрасного насилия». Подобно апологету «театра жестокости» Антонену Арто, он заново открывает через кинематограф природу насилия как глобального и неизбежного способа человеческой коммуникации, который неистребим и в нашу вроде бы гуманную эру. Другое дело, что фильмы «Адрес неизвестен» и «Береговая охрана» если не закрыли, то замкнули эту тему. Она не кончилась, просто параллельно ее развитию начался новый лирический Ким Ки Дук в стиле эмо

За первые девять лет своей кинокарьеры Ким Ки Дук снял 13 фильмов.

Внутри корейского кино, где есть свой артхаус и свои блокбастеры, существует отдельный художественный феномен – Ким Ки Дук. До последнего времени он работал ударными темпами: одиннадцать фильмов за семь лет, – его картины были в программах самых крупных международных фестивалей. Один из них – «Реальный вымысел» (2000) – попал и в конкурс ММКФ. Главной героиней этой картины стала видеокамера, которая вела героя – уличного художника – в мир его другого «я». При помощи камеры он без труда обнаруживал в себе убийцу, готового расквитаться с девушкой, недолюбившей его, с офицером, оскорбившим его в армии, с унизившим его полицаем… да мало ли еще с кем. Его способы расквитаться с обидчиками всегда изобретательны: например, голову одного из них мститель засовывает в мешок со змеями. Но главный фокус картины в том, что снята она практически в режиме реального времени – в течение трех часов десятком обычных камер и двумя цифровыми

Ким Ки Дук возглавил жюри основного конкурса 41-го Московского международного кинофестиваля, который прошёл с 18 по 25 апреля 2019 года. В рамках фестиваля в программе «Мастера» состоялся показ его фильма «Человек, пространство, время и снова человек».

В ноябре 2019 года Ким Ки Дук вновь приехал в Россию и стал председателем жюри основного конкурса IV Сочинского международного кинофестиваля. Тогда кинорежиссёр анонсировал, что съемки его следующего фильма пройдут на территории России.

Внутри корейского кино я чувствую себя униженным и одиноким. Я не делаю коммерческих фильмов, не снимаю звезд. Но если посмотреть на окружающий мир, там найдутся парни еще покруче меня. Манчевский, Кустурица, Жулавский, Ходоровски, Ангелопулос. Способ, которым они выражают свои эмоции, серьезно на меня повлиял

– из интервью кинокритика Андрея Плахова, взятого у режиссера несколько лет назад.

Портал “Работники TV” выражает искренние соболезнования родным и близким режиссера.

Мастер-класс Ким Ки Дука в Академия Кино и Телевидения (г.Нурсултан):

Награды
«Пьета»

2012 — «Золотой лев», главный приз 69-го Венецианского кинофестиваля
«Пустой дом»

2005 — награда Международного Кинофестиваля в Сан-Себастьяне
2004 — четыре награды Венецианского кинофестиваля
2004 — «Золотой колос» Международного Кинофестиваля в Вальядолиде (Испания)
«Самаритянка»

2004 — «Серебряный медведь» Берлинского Международного Кинофестиваля за лучшую режиссуру
«Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

2005 — «Золотой кондор» Аргентинской Ассоциации кинокритиков за лучший иностранный фильм не на испанском языке
2003 — четыре награды Международного Кинофестиваля в Локарно
2003 — приз зрительских симпатий Международного Кинофестиваля в Сан-Себастьяне
«Береговая охрана»

2003 — три награды Международного Кинофестиваля в Карловых Варах
«Плохой парень»

2002 — награда «Восточный экспресс» Каталонского Международного Кинофестиваля
2002 — гран-при Азиатского Кинофестиваля в Фукуоке (Япония)
2002 — награда Большого Колокола (Республика Корея)
«Адрес неизвестен»

2002 — приз Amakourou от молодого жюри Кинофестиваля Cinema Novo (Бельгия)
«Остров»

2001 — награда «Золотой Ворон» за лучший фильм Брюссельского кинофестиваля фантастических фильмов
2001 — две награды Международного Кинофестиваля в Порту (Португалия)
2001 — специальная награда жюри Международного Кинофестиваля в Москве
2000 — награда NETPAC Венецианского Международного Кинофестиваля

Фильмография
Год Фильм Режиссёр Продюсер Сценарист Актёр
1996 Крокодил / Crocodile / 악어 Да Да
1998 Дикие животные / Wild animals / 야생동물 보호구역 Да Да
Отель «Птичья клетка» / Birdcage Inn / 파란대문 Да Да
2000 Остров / The Isle / 섬 Да Да
Реальный вымысел / Real Fiction / 실제상황 Да Да
2001 Адрес неизвестен / Address Unknown / 수취인불명 Да Да
Плохой парень / Bad Guy / 나쁜남자 Да Да
2002 Береговая охрана / The Coast Guard / 해안선 Да Да
2003 Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Spring, Summer, Fall, Winter… And Spring / 봄여름가을겨울그리고봄 Да Да Да
2004 Самаритянка / Samaria / 사마리아 Да Да Да
Пустой дом / Empty House (3-Iron) / 빈집 Да Да Да
2005 Натянутая тетива / The Bow / 활 Да Да Да
2006 Время / Time / 시간 Да Да Да
2007 Вздох / Breath / 숨 Да Да Да
2008 Мечта / Dream / 비몽 Да Да
Красивая / Beautiful / 아름답다 Да Да
Несмонтированный фильм / Rough Cut / 영화는 영화다 Да Да
2011 Ариран / Arirang / 아리랑 Да Да Да Да
Понсанская гончая / Poong-san-gae / 풍산개 Да Да
Аминь / Amen / 아멘 Да Да Да Да
2012 Пьета / Pieta / 피에타 Да Да Да Да
2013 Мёбиус / Moebius / 뫼비우스 Да Да Да Да
Грубая игра / Rough Play / 배우는 배우다 Да Да
Красная семья / Red Family / 붉은 가족 Да Да Да
2014 Один на один / One on One / 일대일 Да Да Да Да
2015 Стоп / Stop / 스톱 Да Да Да Да
Сделано в Китае / Made in China / 메이드 인 차이나 Да Да
2016 Сеть / The Net / 그물 Да
2017 Экскаватор / Fork Lane / 포크레인 Да Да
2018 Человек, место, время и снова человек / Human, Space, Time and Human / 인간, 공간, 시간 그리고 인간 Да Да Да
2019 Растворяться / Dissolve / 딘

В публикации использованы отрывки книги Андрея Плахова “Режиссеры настоящего” и  материалы Википедии


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ