Умер Валентин Гафт

Поделиться в соцсетях

Каждый день – новый некролог… Уходят великие, уходит часть нашей жизни и души…

Этот високосный год никак не закроет свой поминальный список…

Сегодня, 12 декабря 2020 года, Валентин Гафт скончался в своём доме на 86-м году жизни после продолжительной болезни от инсульта.

Я никогда не понимал, как, живя в мире богемы, актерской среды, длинных гастролей, закулисных интриг, сложных отношений, в течение долгой жизни можно сохранять такую невероятную чистоту, наивность, великое дарование человека – во всех смыслах этого слова. Как можно при такой быстроте ума, беспощадном остром языке и бескомпромиссности не охладеть душой, не стать всезнающим циником, не потерять искреннего, открытого и даже беззащитного взгляда на жизнь и на людей, притом все это я выношу за скобки грандиозного актерского таланта. Таких, как Алексей Петренко или Валентин Гафт, к сожалению, сегодня не делают

– Никита Михалков.

Валентин Иосифович будет похоронен 15 декабря на Троекуровском кладбище.

Я не люблю, когда говорят, что ушла эпоха. Нет, ушел Валентин Иосифович Гафт, человек, которого никто никогда не заменит, потому что он был совершенно уникальным феноменом человеческой и творческой жизни. Очень жалко и горько, что его уже нет с нами

– Михаил Швыдкой.

Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве в еврейской семье, приехавшей из Прилук. Его отец — Иосиф Рувимович Гафт (1907—1969), военюрист 3-го ранга, участник Великой Отечественной войны (с 1941 года по март 1944 года воевал на Западном фронте, награждён медалью «За боевые заслуги»), после войны работал адвокатом в юридической консультации на Ленинградском шоссе; мать, Гита Давыдовна Гафт (1908—1993), была домохозяйкой.

Гафты жили в коммунальной квартире на улице Матросская Тишина. Рядом с домом работали тюрьма, психиатрическая больница и общежитие студентов МГУ. Но будущего актера не смущало такое соседство: мальчишкой он с друзьями часто носился по улицам и играл в футбол на пустыре.

Первые впечатления от школы, куда я поступил в середине войны, — это очень холодный класс и очень старенькая первая учительница. Вид у нее был какой-то еще дореволюционный: черная шапочка, длиннющий синий халат и пенсне с цепочкой до пояса. В 1943–1944 годах мы всем классом возили на санках ей дрова для печки

В школе начал участвовать в самодеятельности, играл в школьных спектаклях.

При этом он был совсем не из театральной семьи (отец – адвокат), а рос в бандитском районе рядом с Сокольниками. Ничем не отличался от других дворовых пацанов, выскакивал на стычки, водился с блатными. Но в школьной самодеятельности играл исключительно женские роли, поскольку школа, в которой он учился, была мужской.

Я играл только женские роли, потому что школа у нас была мужская, девочек не было. Роль невесты в чеховском «Предложении» считаю своим лучшим достижением, хотя волосы от парика все время лезли в рот, но это не мешало. Я любил самодеятельность еще и потому, что благодаря ей прогуливал школу

Поступать в театральное училище решил тайком и подал документы сразу в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Случайно, за два дня до экзаменов, встретил на улице знаменитого актёра Сергея Столярова и попросил «прослушать» его. Столяров удивился, но не отказал и даже помог советами. В Щукинском училище Валентин Гафт прошёл первый тур, но не прошёл второй. Однако в школу-студию МХАТ он поступил с первой попытки, сдав экзамен на «отлично».

Вместе с ним на один курс также поступили Евгений Урбанский, Олег Табаков, Майя Менглет, а на год старше учились Игорь Кваша и Михаил Козаков.

В 1957 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская В. О. Топоркова), дебютировал на сцене Театра имени Моссовета (с рекомендациями от Д. Н. Журавлёва). Через некоторое время перешёл в Московский драматический театр (ныне Театр на Малой Бронной). Настоящие работы начали получаться только у А. В. Эфроса в Театре имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком»).

После театра Гончарова я был у Анатолия Васильевича Эфроса в театре имени Ленинского комсомола, и это особая страница в моей жизни. Особая и едва ли не самая важная, потому что театр Эфроса — это театр, о котором я вспоминаю и по сей день. Мне кажется, лучшие образцы этого театра навсегда останутся в памяти, и такого я больше не увижу

С 1969 года — актёр театра «Современник».

Здесь я сыграл много ролей, что-то удачно, что-то менее удачно. Но с этим театром связана почти вся моя жизнь. «Современник», к которому я привык и где меня любят, – это мой дом

Первым профессиональным опытом начинающего актера стала не роль в театре, а участие в массовке в кино. Это был фильм режиссера Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», где Гафт сыграл в эпизоде. Вместе с ним кинодебют в этой ленте состоялся у Михаила Козакова и Иннокентия Смоктуновского.

Пользовался большой популярностью в ролях «кинозлодеев», обладая ярко выраженной отрицательной харизмой.

В 1970-х годах пошла в гору кинокарьера актера. В картине «Здравствуйте, я ваша тетя!» 1975 года он сыграл ироничного дворецкого Брассета, а через три года на советские экраны вышел фильм «Короли и капуста», где Гафту досталась уже главная роль. В этом же 1978 году ему присудили звание «Заслуженный артист РСФСР», а через шесть лет Валентин Гафт стал народным артистом РСФСР.

Через год Валентину Гафту впервые довелось работать с кинорежиссером Эльдаром Рязановым. Тот пригласил актера на роль председателя кооператива Валентина Сидоркина в свою комедию «Гараж». Лента вышла в 1979-м, а в следующем году Гафт снялся в его водевиле «О бедном гусаре замолвите слово», где сыграл отца-командира гусарского полка полковника Ивана Покровского.

Когда еще писался сценарий «О бедном гусаре замолвите слово…», мне было ясно, что роль полковника Покровского предназначается для Валентина Гафта. Почему я видел в этой роли именно Гафта, я объяснить бы не смог. Чувствовал, что лучше него эту роль никто не сыграет

– Эльдар Рязанов.

Еще в 1980-х годах, когда Валентин Гафт играл в «Современнике», понемногу сочинял небольшие тексты к творческим вечерам и капустникам. Со временем он нашел свой жанр — эпиграмму. Гафт сочинил сотни коротких сатирических посвящений своим коллегам и известным людям искусства. В 1989 году вышло его первое издание «Стих и эпиграмма». Через семь лет и в последующие три года опубликовано еще несколько сборников. В 2010 году Валентин Гафт выпустил аудиокнигу с собственными стихами «Уже от мыслей никуда не деться…».

Он прожил достойную жизнь, переиграл огромное количество ролей, очень любил театр. Он был чудный парень, замечательный, задорный. Он умел сам над собой посмеяться, у него был прекрасный юмор

– Олег Шкловский.

Шкловский поделился, что был первым, кто сделал аудиозапись чтения знаменитых эпиграмм Гафта.

Мы очень дружили, когда он пришел в “Современник”. И я пригласил его однажды в гости. Мне тогда подарили крошечный магнитофон. Он начал читать свои эпиграммы, тогда это все только начиналось. Я включил этот магнитофончик и записал его в первый раз

 

Гафт очень многих изметелил

И в эпиграммах съел живьём.

Набил он руку в этом деле,

А остальное мы набьём

– автоэпиграмма.

14 декабря 2017 года был экстренно госпитализирован после неудачного падения, в связи с чем театр «Современник» перенёс заявленный на 15 декабря 2017 года спектакль «Пока существует пространство» на 5 февраля 2018 года.

Я очень его любил и буду любить всегда. Очень больно и жаль, что ушел великий поэт, великий артист, великий гражданин. Я бы даже сказал, последняя совесть России ушла. Его детская наивность, чистота, она и позволяла говорить так, как взрослые никогда бы не позволили себе, а он по своей чистоте многие вещи говорил очень откровенно. Не всем это нравилось, но это было правдой

– Юрий Кара.

Валентин Гафт был женат трижды.

Третья жена (с 1996 года и до конца жизни) — актриса, народная артистка РФ Ольга Остроумова.

Программа “Белая студия” с Валентином Гафтом. Телеканал “Культура”.

Болел за московский футбольный клуб «Спартак».

Мы с другом-журналистом в начале всего этого кошмара, еще в марте, шутили, мол, придумаем бизнес, откроем газету или сайт некрологов. Знать бы, что юмор окажется не просто черным, а полным мраком. Каждый день… Не успеваешь войти в Сеть, включить ТВ, ответить на телефонный звонок. Уходят, уходят…
Коронавирус, у меня с тобой счеты! Как же ты можешь так жестоко косить людей – одного за другим! Невзирая на то, что они для нас для всех сделали в разных областях. Ты же хуже, чем самый жестокий правитель за всю человеческую историю. Остановись уже, уймись! К чему нам эта война? За что? Зачем?
А уходят еще и от возраста. Такие люди. Хоть составляй черный календарь года. Теперь – Валентин Гафт. Мой любимый тип актера, мужчины. Ироничный, остроумный, язвительный. Что вспоминать раньше? Фильмы, спектакли, стихи? Вся жизнь пропитана им, его присутствием, как и многими другими, кто ушел в этот год. И снова мы – помним. “Черешневый лес” – его выступление со сцены, “Старосветские помещики”, где он с Ахеджаковой, “Визит дамы”, “Чародеев”, съемки программы, посвященной Леониду Броневому, когда за кулисами дежурила “Скорая” – Гафт плохо себя чувствовал тогда, “Гараж”, и Воланд. Да… Воланд…

Портал “Работники TV” выражает искренние соболезнования родным и близким актера.

Награды и звания

Награждение Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 10 марта 2016 года
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2 сентября 2010) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 сентября 2005) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2016) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность
Орден Дружбы (11 августа 1995) — за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Заслуженный артист РСФСР (2 февраля 1978)
Народный артист РСФСР (22 июня 1984)
1995 — Лауреат Царскосельской художественной премии
1995 — Лауреат театральной премии имени И. М. Смоктуновского (первый лауреат премии)
2007 — Лауреат международной театральной премии имени К. С. Станиславского в номинации «за вклад в развитие актёрского искусства России»
2009 — Лауреат Премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшее соло»
2011 — Лауреат Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» .
2012 — Лауреат премии «Золотой орёл» в номинации «За вклад в отечественный кинематограф»
2012 — Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру»
2015 — Памятная золотая медаль Сергея Михалкова (Российский фонд культуры)

Роли в театре

Театр имени Моссовета (1957—1958 гг.)

1957 — Второй сыщик (ввод) — «Лиззи МакКей» Ж.-П. Сартра (оригинальное название — «Добродетельная шлюха»), режиссёр Ирина Анисимова-Вульф[52]
1958 — Сын — «Корнелия» М. Чорчолини, режиссёры Юрий Завадский и Борис Докутович[52]
1958 — Зайчик — «Выгодный жених» братьев Тур, режиссёр: Александр Шапс[52]

Театр Сатиры

1958 (премьера 3 марта) — Учёный — «Тень» Е. Шварца, режиссёры Эраст Гарин, Хеся Локшина

Московский драматический театр

«Бесплодные усилия любви» Режиссёр: Владимир Храмов
1961 — «Третья голова» Марселя Эме, режиссёр Андрей Гончаров
1961 — Том — «Барба» Я. Масевича, режиссёр Андрей Гончаров (существует радиозапись спектакля)
1962 — Гога — «Аргонавты» Ю. Эдлиса, режиссёр Андрей Гончаров (существует радиозапись спектакля)
1964 — Немецкий офицер — «Жив человек» В. Е. Максимова, режиссёр Андрей Гончаров
1965 — Седьмой, восьмой, девятый муж — «Визит дамы» Ф. Дюрренматта, Режиссёр Андрей Гончаров

Театр имени Ленинского комсомола

1965 — Евдокимов (ввод) — «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, режиссёр Анатолий Эфрос
1966 — Маркиз д’Орсиньи — «Мольер» М. Булгакова, режиссёр Анатолий Эфрос

Театр на Малой Бронной

1967 — Солёный Василий Васильевич, штабс-капитан — «Три сестры» А. П. Чехова, режиссёр Анатолий Эфрос.
1968 — Колобашкин — «Обольститель Колобашкин» Э. Радзинского, режиссёр Анатолий Эфрос
Театр Сатиры
1969 — Граф Альмавива — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, режиссёр Валентин Плучек

«Современник»

1970 — Адуев-старший [ввод на роль М. Козакова] — «Обыкновенная история», инсценировка В. Розова по роману И. А. Гончарова, режиссёр Галина Волчек
1970 — Стеклов-Нахамкес [ввод на роль М. Козакова] — «Большевики» М. Шатрова, режиссёры Олег Ефремов, Галина Волчек
1971 — Мартин — «Свой остров» Р. Каугвера, режиссёр Галина Волчек
1971 — Гусев — «Валентин и Валентина» М. Рощина, режиссёр Валерий Фокин
1973 — Глумов — «Балалайкин и К°» (по одноимённой пьесе Сергея Михалкова по отрывкам сатирического романа «Современная идиллия» М. Е. Салтыкова-Щедрина; режиссёр Георгий Товстоногов)
1973 — Жгенти — «Погода на завтра» М. Шатрова, режиссёры Галина Волчек, Иосиф Райхельгауз, Валерий Фокин
1974 — Лопатин — «Из записок Лопатина» К. Симонова, режиссёр Иосиф Райхельгауз  (существует ТВ-версия спектакля)
1976 — Фирс — , «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, режиссёр Галина Волчек
1977 — Кухаренко — «Обратная связь» А. Гельмана, режиссёры Галина Волчек, М. Али-Хусейн
1978 — Генрих IV — «Генрих IV» Л. Пиранделло, режиссёр Лилия Толмачёва
1980 — Горелов — «Спешите делать добро» М. Рощина, режиссёр Галина Волчек
1981 — Людовик XIV — «Кабала святош» М. Булгакова, режиссёр Игорь Кваша
1982 — Вершинин — «Три сестры» А. П. Чехова, режиссёр Галина Волчек
1983 — Городничий — «Ревизор» Н. В. Гоголя, режиссёр Валерий Фокин
1984 — Джордж — «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э. Олби, режиссёр Валерий Фокин (существует ТВ-версия спектакля 1992 года)
1986 — «Дилетанты» — авторский вечер артистов театра
1988 — Бостон — «Плаха», по роману Ч. Айтматова, режиссёр Галина Волчек
1989 — Рахлин — «Кот домашний средней пушистости» В. Войновича и Г. Горина, режиссёр Игорь Кваша
1992 — Лейзер — «Трудные люди» Й. Бар-Йосефа, режиссёр Галина Волчек
1992 — Миранда — «Смерть и дева» А. Дорфмана, режиссёр Галина Волчек
1994 — Хиггинс — «Пигмалион» Б. Шоу, режиссёр Галина Волчек
1998 — Кукин — «Аккомпаниатор» А. Галина, режиссёр Александр Галин
2000 — Валентин — «Уйди-уйди» Н. Коляды, режиссёр Николай Коляда
2001 — Глумов — «Балалайкин и К°» С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (2-я редакция), режиссёры В. Гафт, Игорь Кваша, Александр Назаров
2007 — Он — «Заяц love story» Н. Коляды, режиссёр Галина Волчек
2009 — Сталин — «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» В. Гафта, режиссёр Роман Виктюк
2013 — Веллер Мартин — «Игра в джин» Дональда Л. Кобурна, режиссёр Галина Волчек

Театр на Малой Бронной

1978 — Отелло (ввод на роль Н. Волкова) — «Отелло» У. Шекспира, режиссёр Анатолий Эфрос
Театр имени Моссовета
2002 — Трусоцкий — «Муж, жена и любовник», по произведениям Ф. М. Достоевского, режиссёр Юрий Ерёмин

Антреприза

1998 — Игорь — «Старая дева» Н. Птушкиной, режиссёр Борис Мильграм
2000 — Джеймс — «Коллекция Пинтера» Г. Пинтера, режиссёр Владимир Мирзоев

Театр имени Ермоловой

2012 — Самая большая маленькая драма, режиссёр Родион Овчинников
Режиссёр
В 2001 году на сцене «Современника» состоялся режиссёрский дебют Гафта: вместе с И. Квашой и А. Назаровым он возобновил спектакль «Балалайкин и Ко», по роману М. Салтыкова-Щедрина, где вновь, как и четверть века назад, выступил в роли Глумова. В 2017 году там же Валентин Гафт поставил пьесу драматурга Тани Котляревска «Кто такая Эзра Паунд?».

Фильмография

1956 — Убийство на улице Данте — Руже
1958 — Олеко Дундич — сербский солдат
1960 — Русский сувенир — Клод Жерар, французский композитор
1961 — Подводная лодка (короткометражка) — Джим Темпл
1965 — Мы, русский народ — Боер
1966 — Два года над пропастью — офицер в ресторане
1967 — Первый курьер — жандармский офицер
1968 — Интервенция — Длинный, французский солдат
1968 — Новенькая — Константин Фёдорович, тренер сборной
1968 — Калиф-аист — Кашнур, волшебник
1969 — Жди меня, Анна — клоун
1969 — Семейное счастье (киноальманах, новелла «Мститель») — приказчик в магазине оружия
1970 — Удивительный мальчик — доктор Капа
1970 — Дорога на Рюбецаль — Апанасенко
1970 — О любви — Николай Николаевич, муж Веры
1971 — Ночь на 14-й параллели — Эд Стюарт, американский летчик
1971 — Разрешите взлёт! — Азанчеев
1971 — Человек с другой стороны — Андрей Извольский
1971 — Заговор — Кейси
1973 — Семнадцать мгновений весны — Геверниц, сотрудник Даллеса
1973 — Цемент — Дмитрий Ивагин
1973 — Как кошка с собакой… (мультфильм) — Ведущий (игровая роль)
1974 — Таня — Герман Николаевич Балашов
1974 — Жребий — Иннокентий Жильцов
1974 — Иван да Марья — казначей
1974 — Москва, любовь моя — балетмейстер
1975 — Ольга Сергеевна — Троянкин
1975 — Здравствуйте, я ваша тётя! — Брассет, дворецкий
1975 — На всю оставшуюся жизнь… — Крамин, парализованный младший лейтенант
1976 — Бешеное золото — Гораций Логан
1976 — Дневной поезд — Игорь
1976 — Повесть о неизвестном актёре — Роман Семёнович Знаменский, режиссёр
1977 — Девочка, хочешь сниматься в кино? — Павел, режиссёр
1977 — Почти смешная история — попутчик в поезде, снабженец
1977 — Схватка в пурге — грабитель-рецидивист Чужак
1978 — Кентавры — Андрес, заговорщик
1978 — Короли и капуста — Фрэнк Гудвин, «Малыш»
1979 — Гараж — Валентин Михайлович Сидорин, председатель правления гаражного кооператива, ветеринар НИИ охраны животных от окружающей среды
1979 — Мужчины и женщины (короткометражка) — Георгий
1979 — Сегодня и завтра — Рассолов
1979 — Утренний обход — Алик
1979 — Циркачонок — Жорж
1980 — О бедном гусаре замолвите слово — полковник Иван Антонович Покровский, командир кавалерийского полка
1980 — Чёрная курица, или Подземные жители — Дефорж, учитель французского / Король
1980 — Три года — Ярцев
1982 — Если враг не сдаётся… — Штеммерманн, немецкий генерал
1982 — Суббота и воскресенье (к/м) — психолог
1982 — Таможня — Владимир Николаевич Никитин, начальник группы досмотра
1982 — Чародеи — Аполлон Митрофанович Сатанеев, заместитель директора института НУИНУ
1983 — Гонки по вертикали — Лёха Дедушкин, вор-рецидивист по кличке «Батон»
1984 — Восемь дней надежды — Игорь Артемьевич Белоконь, директор шахты
1985 — Контракт века — Смит, агент ЦРУ
1985 — Про кота… — Людоед
1986 — Год телёнка — Валериан Сергеевич
1986 — Мой нежно любимый детектив — Лестер, инспектор
1986 — По главной улице с оркестром — Константин Михайлович Виноградов, музыкальный аранжировщик
1986 — Фуэте — поэт
1986 — Путешествие мсье Перришона — майор Матье
1987 — Забытая мелодия для флейты — Одиноков, чиновник Главного управления свободного времени
1987 — Визит к Минотавру — Павел Петрович Иконников, бывший учитель Гриши, сотрудник серпентария
1987 — Время летать — Виктор
1987 — Жизнь Клима Самгина — Валерий Николаевич Трифонов, офицер-пьяница
1988 — Воры в законе — «авторитет» Артур
1988 — Аэлита, не приставай к мужчинам — Василий Иванович Скамейкин
1988 — Дорогое удовольствие — Вильям Тер-Иванов
1989 — Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным — Лаврентий Павлович Берия
1989 — Визит дамы — Альфред Илл, разорившийся лавочник
1990 — Самоубийца — конферансье
1990 — Футболист — Норов
1990 — Каминский, московский сыщик / Le flic de Moscou — Лапшин
1991 — Небеса обетованные — Дмитрий Логинов («Президент»), предводитель бомжей
1991 — Затерянный в Сибири — Лаврентий Павлович Берия
1991 — Ночные забавы — Михаил Фёдорович Езепов, любовник Анны, начальник Силина
1991 — Террористка — Виктор
1992 — Анкор, ещё анкор! — Фёдор Васильевич Виноградов, полковник
1993 — Хочу в Америку — Эпштейн
1994 — Мастер и Маргарита — Воланд
1994 — Я свободен, я ничей — Чесноков
1996 — Карьера Артуро Уи. Новая версия — Актёр
1997 — Сирота казанская — Павел Оттович Брумель, фокусник на пенсии
1999 — Небо в алмазах — заместитель министра
2000 — Старые клячи — Дубовицкий, генерал
2000 — Дом для богатых — Роман Петрович
2000 — Нежный возраст — Саледон-старший
2001 — Часы без стрелок — фотожурналист
2002 — По ту сторону волков — Игорь Алексеевич Голощёков, врач
2003 — Дни ангела — Виктор Зуев
2003 — Ералаш (выпуск № 165, сюжет «Тёмная магия») — экстрасенс
2003 — Каждый взойдёт на Голгофу — дядя Саша
2004 — Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь — Олег Константинович, бывший муж Лёли, отец Ксаны, дедушка Ляли, жених Оли, композитор
2004 — Всё начинается с любви
2005 — Девять неизвестных — Виктор Севидов, миллиардер
2005 — Лебединый рай — Гришин
2005 — Мастер и Маргарита — первосвященник Каифа; человек во френче
2007 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя — Борис Глебович Перловский, политтехнолог
2007 — 12 — Павел, 4-й присяжный
2007 — Ленинград — режиссёр театра
2008 — Операция «ЧеГевара»
2009 — Осенние цветы — Альфред
2009 — Притяжение — Александр Николаевич
2009 — Книга мастеров — волшебное зеркало
2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — Пимен, еврей-заключённый
2010 — Семейный дом — Василий Петрович Швец, сосед Соколовых
2011 — Морпехи — Лазарь Семёнович Гольдман, врач-гинеколог
2011 — Жизнь и приключения Мишки Япончика — Мендель Герш
2013 — Студия 17 — Андрей Иванович Дорохов советский режиссёр
2013 — Ёлки 3 — Николай Петрович, одинокий пенсионер
2014 — История одной старушки — Гавриил Моисеевич Фишман
2014 — Разрывая замкнутый круг — Аркадий Иосифович Преображенский, профессор Карагандинского университета
2016 — Млечный путь — шаман

Телеспектакли

1967 — Митя (фильм-спектакль) — Митя, он же Дмитрий Иванович Мартынов, инженер-строитель
1972 — Записки Пиквикского клуба — Сэм Уэллер, слуга мистера Пиквика
1973 — Всего несколько слов в честь господина де Мольера — маркиз д’Орсиньи
1974 — Бесприданница — Паратов
1974 — Домби и сын — мистер Домби
1975 — Из записок Лопатина — Лопатин
1978 — Игроки — Степан Иванович Утешительный
1980 — Тайна Эдвина Друда — Джон Джаспер, дядя и опекун Эдвина
1981 — Эзоп — Агностос
1982 — Спешите делать добро — Виктор Горелов
1983 — Месье Ленуар, который… — князь Борэску
1989 — Село Степанчиково и его обитатели — Коровкин

Дубляж

1972 — Стоянка поезда — две минуты — конферансье Красовской, Леонид Каневский
2008 — Приключения Десперо — Боттичелли, Киаран Хиндс[
2015 — Монстры на каникулах 2 — Влад, отец Дракулы, Мел Брукс
Озвучивание отечественной продукции
1977 — Праздник непослушания
1978 — Почтарская сказка
1981 — Пёс в сапогах — Благородный
1982 — Похождения графа Невзорова (фильм) — текст от автора за кадром
1982 — Рождение Геракла — читает текст
1987 — Волшебные колокольчики — Король
1987 — Белая цапля — Король
2008 — Новые приключения Бабки Ёжки — Ворон
2012 — От винта 3D — Бывалый, штурмовик Ил-2

Литературное творчество

Стих и эпиграмма (1989)
Валентин Гафт (1996, совместно с художником Н. Сафроновым)
Я постепенно познаю (1997)
Жизнь — театр (1998, в соавторстве с Леонидом Филатовым)
Сад забытых воспоминаний (1999) ISBN 5-89517-065-3, ISBN 5-89535-016-1
Стихотворения, воспоминания, эпиграммы (2000)
Тени на воде (2001) ISBN 5-224-02275-4
Стихотворения. Эпиграммы (2003) ЭКСМО. ISBN 5-699-02875-7
Красные фонари (2008) АСТ. ISBN 978-5-17-048559-8, ISBN 978-5-94663-524-0, ISBN 978-985-16-3741-2
В Интернете: Послужил поводом создания интернет-мема «Так говорил Гафт», когда авторству Гафта приписываются цитаты, не факт, что ему принадлежащие, но имеющие под собой здравый смысл.
На лирические стихи «Я и ты» написана песня (муз. Брендон Стоун, исп. Сати Казанова)
На стихи «Я поле, минами обложенное…» Александром Розенбаумом в 2014 году написана песня.

В публикации использованы материалы Википедии.


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ