9-й Международный фестиваль документального кино “Докер” пройдёт с 23 июня по 2 июля в московском киноцентре «Октябрь»

Поделиться в соцсетях

40 фильмов из 20 стран, 8 номинаций в 3-х конкурсных программах, Международное жюри, обсуждения с авторами, психологами и журналистами, Секция «Док Терапия», блок отечественного кино «Док Станция» и насыщенная образовательная программа.

С 23 июня по 2 июля в московском киноцентре «Октябрь» при поддержке проекта КАРО.Арт в девятый раз пройдёт «Докер» — Международный фестиваль, показывающий самые выдающиеся, актуальные и заметные образцы авторского документального кинематографа. За десять дней зрители смогут увидеть и обсудить вместе с авторами, психологами и журналистами 40 новых фильмов из 20 стран мира, большинство из которых будут показаны в нашей стране впервые. Фильмы этого года — призеры и участники престижных киносмотров 2022 и 2023 годов, среди которых: Роттердамский Кинофестиваль, Hot Docs в Торонто, Visions du réel в Нионе, CPH:DOX в Копенгагене, True/False в США и многие другие.

Лучшие фильмы «Докера 2023» также будут показаны в Санкт-Петербурге на Киностудии «Лендок» с 2 по 13 октября, а также в Ярославле с 18 по 20 сентября на площадке Киномакс «Аура».

Полное расписание и билеты на показы — на сайте фестиваля midff.ru

Фестиваль «Докер» состоит из двух основных конкурсных программ — полный и короткий метр, — по итогам которых Международное жюри и зрители вручат призы в 7 номинациях.

Параллельно состоятся показы специальной секции о ментальном здоровье «Док Терапия», все сеансы которой пройдут с последующим разбором с психологами и психотерапевтами. Особенностью фестиваля этого года стало расширение программы отечественного кино «Док Станция», которая представит 15 неординарных историй, снятых в самых разных регионах страны. По итогам зрительского голосования будет выбран победитель и в этой программе.

По словам организаторов фестиваля, в 2023 году кинематографисты всего мира продолжают идти вглубь за своими непростыми, ищущими и пассионарными персонажами. Погружение, как человеческое, так и кинематографическое, становится всё более осознанным. Разные герои по всему миру будто бы начинают одновременно осознавать свои важные роли и миссии, принимать неординарные и судьбоносные решения, смотреть правде в глаза, оценивать окружающий мир с позиции взрослых.

Откроется фестиваль в Москве 23 июня премьерой наполненной перипетиями и эмоциями драмы «Святая дилемма» — о двойной жизни католического священника, который решает взять судьбу в свои руки и открыть миру секрет, который он тщательно хранил долгие годы. Правда вынуждает пастыря уйти с религиозной службы, однако, прихожане не хотят его отпускать и просят баллотироваться в мэры своего городка. Картина снималась на протяжении нескольких лет и смогла виртуозно передать всю палитру человеческих переживаний, связанных с предназначением, семьей, любовью, верой и обязательствами.

Авторы фильма — опытные венгерские кинодокументалисты Джулианна Угрин и Мартон Визкелеты. Уже более десяти лет они работают над созданием авторских документальных фильмов. Джулианна помимо режиссуры занимается продюсированием. Картины её студии «Женщина в плену», «Легкие уроки» и «Следующий хранитель» были показаны и получили призы на престижных кинофестивалях в Локарно, Санденсе, Шеффилде, Лейпциге, Торонто, а также на «Докере» в Москве и «Послании к человеку» в Санкт-Петербурге. Мартон по первой профессии кинооператор, принимал участие во многих семинарах по всему миру, таких как Berlinale Talents или Cinetrain в Москве, работает над документальными фильмами в разных точках планеты.

«Святая дилемма» — документальный «Молодой папа», покоривший сердца зрителей многих стран. На «Докере» состоится Российская премьера ленты, после показа — обсуждение с авторами. Картина также является участницей основного конкурса.

Всего в главной конкурсной программе этого года — 10 сильнейших историй из Армении, Венгрии, Германии, Греции, Ирана, Италии, Китая, России, США и Центральноафриканской Республики, которые будут показаны в России впервые.

Среди хедлайнеров — мировая премьера российской картины «Последний теплоход» Ильи Желтякова о таинственном путешествии огромного судна по саамским погостам, поморским деревням и военным гарнизонам, расположенным на берегах морей Северного Ледовитого океана. Морская тема продолжится в филигранно выстроенной греческой ленте «Дозор», повествующей о военных, охраняющих от пиратов суда, проходящие вблизи сомалийского побережья. «Долгая дорога домой» — пронзительная китайская история о трех поколениях, живущих в одном доме, но в разных мирах. Философская притча «Ландшафт» передаст напряженную атмосферу одной из областей Армении, а итальянская драма «После моста» расскажет о судьбе раздавленной горем женщины, которой придется найти в себе силы, чтобы научиться жить заново и примириться с болью, которую нанёс миру её сын.

Впервые на фестивале будет представлен фильм из Центральноафриканской республики, — «Горькие дни» расскажут о судьбе китайского прораба и местного рабочего, которые оказываются втянутыми в водоворот событий во время строительства банка. Отношения и ожидания сплетаются в сложную сеть, опутывающую молодую иранку из фильма «Судьба», её семью и друзей, а фильм становится окном в современный Иран. Также в программе мировая премьера отечественной ленты «Сцена за сценой» Артура Соколова, в которой цирковые артисты с экзотическими животными большой и дружной семьей колесят по заснеженным дорогам Сибири. Завершит показы основного конкурса утонченная черно-белая картина из США от номинантки на Оскар Элиссы Мирцей «Наталия» о 29-летней девушке, которая, в противовес герою «Святой дилеммы» решает посвятить жизнь служению Богу, оставляя позади беззаботную студенческую жизнь, полную приключений.

Во второй по значимости конкурсной программе фестиваля — конкурсе коротких метров — можно будет увидеть 10 лаконичных и выразительных работ. Как добраться из Лагоса в Париж с канистрой вместо вещей? Как вновь встретить маму в дуновении ветра и приливе лунной ночью? Как найти свой дом посреди городского хаоса? Как повзрослеть и удержать внутри ускользающий образ рая? Где проходит граница между прогрессом и традиционализмом, антисоциальным поведением и рискованным выбором души? На эти и многие другие замысловатые вопросы ответят авторы ёмких историй из Бангладеша, Китая, Кубы, Франции, Португалии и Турции. Россию в конкурсе представляют сразу три фильма: «Ева» Ольги Смирновой, «Фиолетовая страна» Михаила Горобчука и «Цифровое бессмертие» Никиты Аниськина.

В секции о ментальном здоровье «Док Терапия» будут продемонстрированы 4 сильные работы, премьеры которых пройдут с последующим разбором с профессиональными психологами и психотерапевтами. Главная цель данной программы — через документальное кино и реальные истории героев привлечь внимание зрителя к ментальным проблемам человека, причинам их возникновения и помочь найти пути их лечения. Кураторы программы предлагают обратить внимание на хрупкость нашей психики и призывают заботиться о ней также тщательно, как мы заботимся о своем теле.

Картины из секции «Док Терапия» позволят зрителям глубоко порассуждать на тему душевного здоровья. В этом году на первый план выйдут такие темы, как: преодоление тяжелого травмирующего опыта, постоянная внутренняя работа над собой, анализ реакций и поведения прошлого, попытка его осознать для полноценной жизни в настоящем. Герои фильмов поделятся своими эмоциональными навыками в решении ментальных проблем. Итальянская кинолента «Исправление» расскажет об участниках реабилитационной программы для преступников, которые благодаря психотерапии решаются попросить прощения у родственников своих жертв за совершенные когда-то преступления. Что оказывается сложнее — получить прощение или простить? Как всегда, отборщики фестиваля держат руку на пульсе науки и технологий и вместе с шестью героями швейцарского фильма «Таблетки счастья» размышляют о фармакологической стороне психотерапии и о том, можно ли купить счастье в аптеке? По статистике до 20 процентов недавно родивших женщин во всем мире впадает в глубокую депрессию.

«Разбуди меня в полночь» — интимный портрет молодой мамы, погружающейся в это болезненное состояние. В поисках ответов на вопрос: «Возможно ли справиться с послеродовой депрессией?», — героиня обращается к писательству и психоанализу, по крупицам восстанавливая историю собственной беды. «Мы им доверяем» — отечественная лента, которая впервые так близко затрагивает страшную тему жертв секусального насилия в дестве. Главные героини ленты делятся своими личными историями о пережитом ужасе, рассказывают, как они справляются с нанесенными психологическими травмами и помогают понять, как научить ребенка с детства выстраивать свои интимные границы и защищать себя.

Программа «Док Станция» познакомит зрителей с отечественными документальными кинолентами. Таинственно-мистический «Тонкий мир» Александры Пустынновой расскажет о девушке, ведущей двойную жизнь: в одной она фотограф, мать и нелюбимая жена, в другой — медиум, который ежедневно поддерживает связь с миром духов, используя «феномен электронного голоса». Лента «Девять лучших» Манаса Сираканяна — документальная антология творчества и становления российской команды Top-9, одной из самых известных в мире брейк-данса. Герой фильма «Хороший доктор» Сергея Лукьянченко, молодой фельдшер, едет в отдаленное алтайское село, не только лечить людей, но и попытаться вернуть жизнь в постепенно угасающее село. Тема трансформации места обитания звучит и в фильме Анны Барсуковой с лирическим названием «Между отчаянием и надеждой», в котором жители пришедшего в упадок после распада СССР посёлка Синегорье вновь обретают веру в его возрождение. Своеобразные хедлайнеры программы — деликатный экскурс в закулисье столетнего театра Моссовета от актёра Алексея Кокорина «Возраст сто» и кукольно-документальное роуд-муви Татьяны Соболевой «Путешествие Льюиса Кэрролла сквозь зеркало, и что он нашел там». Всего в программе 15 фильмов из разных регионов страны, включая Башкортостан, Пермский край, Карачаево-Черкесию, Ростовскую область и другие. На «Докере» состоятся их мировые, российские и московские премьеры. По итогам голосования аудитории будет определен обладатель Приза зрительских симпатий.

Закроется фестиваль 2 июля мировой премьерой напряженного детективного триллера Юлии Бобковой «Беглецы». В центре внимания — отважный отец, который готов на всё ради своих дочерей. В фильме постепенно проявляется лихо закрученный сюжет, о каких мечтают сценаристы игрового кино и сериалов, — здесь же драматичную историю простаивает сама жизнь и филигранно подчеркивает мастерство авторов. Семейная коллизия, чужая страна, попытки доказать правоту, сражение с системой, верные помощники на пути, погоня — все эти необходимые для заявленного жанра элементы на своих местах. Режиссер картины Юлия Бобкова — выпускница мастерской неигрового кино Сергея Мирошниченко. Среди её работ «Последний вальс» (2017), «Жизнь — это кайф» (2020), «Станиславский. Жажда жизни» (2020). В этом году её лента «Владимирский централ» стала Лучшим документальным фильмом 45-го Московского международного кинофестиваля. Картина уже доступна для просмотра в онлайн-кинотеатре KION. «Беглецы» были спродюсированы Киностудией «Лендок». После премьеры на «Докере» пройдет обсуждение.

PUBLIC TALKS

Параллельно с кинопоказами совместно с Московской школой кино пройдут профессиональные дискуссии: восприятие звука и особенности работы звукорежиссеров и композиторов в неигровом кино; мастерство режиссеров монтажа; ошибки системы обучения и нехватка талантов; будущее авторского дока и вызовы, которые стоят перед режиссерами и продюсерами сейчас, – эти и другие волнующие темы будут подняты во время открытых встреч, круглых столов и мастер-классов.

Отдельное место в деловой программе фестиваля займет дискуссия «Искусственный интеллект vs. кино», которая будет организована в содружестве с давним партнером фестиваля — ведущей в России и СНГ многопрофильной группой ИТ-компаний «ЛАНИТ». Нейросети создают запоминающиеся картины и необычные стилизации, яркие постеры и лаконичные логотипы, пишут сценарии и генерируют диалоги не хуже Квентина Тарантино, чистят звуковые дорожки от посторонних шумов и монтируют трейлеры несуществующих кинолент, раскрашивают старые пленки и рекомендуют фильмы по запросу не хуже кинокритиков. Какой вызов современные информационные технологии бросают кинематографу? Что произойдет с реальностью в мире вседоступных дипфейков? Как изменится индустрия кино с приходом нейропомощников во все департаменты производства? Всё это неизбежное будущее или временная мода? На эти и другие вопросы будут искать ответы специалисты по искусственному интеллекту, разработчики программ, режиссеры монтажа и звукорежиссеры, журналисты, изучающие нейросети.

ОРГАНИЗАТОРЫ О ФЕСТИВАЛЕ

В этом году мы проживаем трансформацию фестиваля. Стало еще больше исследования и погружения. Для нас важно быть в контакте с реальностью, мы гибко реагируем на перемены. Какие-то программы мы ставим на паузу, а какие-то расширяем и обогащаем. Неизменными акцентами для нас остаются смыслы и киноязык. Документалисты продолжают вдохновляться сильными неординарными личностями, передавать эмоции, помогать зрителям сопереживать, подключаться, задумываться, плакать и смеяться. Это совместное проживание важных чувств в тёмном кинозале остаётся той бесценной энергией, которая и питает Докер. Эта бесконечная неутомимая погоня за новыми ощущениями, знаниями и смыслами, надеюсь, никогда нам не надоест и не приведет к финишной прямой, ведь мир — неисчерпаемый источник вдохновения. Пока будет мир — будет и документальное кино о нём,

— говорит директор и продюсер фестиваля Ирина Шаталова.

Каждый год, вот уже девять лет, «Докеру» удается смотреть около двух тысяч документальных фильмов со всего мира, что дает ему колоссальную возможность следить за мыслями, чувствами и сознанием человечества. Поиск самоидентификации авторов и героев документального кино неумолимо и технично продолжается, особенно в сегодняшнем хаосе наметанный след позволяет не сбиться с дороги и отразить свет внутреннего маяка в реальности для всех тех, кто плывёт по пути общего сознания. Чем скабрёзнее хаос, тем более приличным кажется для сегодняшних документалистов рассказывать о людях, которые приняли себя, ситуацию, пространство и окружение, и решили что-то с этим делать, даже если это «просто жить». Любая душевная дилемма современным героям мировой документалистики не доставляет пущих неудобств, наоборот, для них это большая удача ощутить себя снова и снова.
Хочется утверждать, что наблюдения за подобными изменениями в документальной онтологии помогают свободно видеть пути развития фестивального программирования, угадывать разветвления и самочувствие аудитории.
Хочется заметить, что в последние два года значительно повысилось количество и качество российской документалистики, благодаря появлению ряда фондов и региональных кинолабораторий в её поддержку. Верим, что в скором времени отечественные документальные произведения будут достигать ежегодной нужной критической массы, по которой мы с вами без труда, но с пристальным вниманием и, надеюсь, продолжительным интересом сможем изучать внутренние пути к самим себе в пространстве своей страны.
Благодарю всех документалистов, которые без оглядки прислали свои фильмы в Россию, понимая и по-прежнему следуя нашему позитивному слогану — «Док спасёт мир»,

— отмечает программный директор кинофестиваля Настя Тарасова.

О ПОСТЕРЕ 2023

Мы догадывались, что это произойдет. Но не думали, что так скоро. Спустя несколько лет проведения программы «Let IT dok!», мы пришли к выводу, что информационные технологии настолько быстро и прочно вошли в нашу жизнь, что стали полностью в ней растворены. Растворены в окружающей действительности, в искусстве, в кино и во всех наших программах. В этом году мы не делаем отдельный акцент на IT и констатируем, что в этом пока больше нет необходимости. Цифровой разум — это новая реальность. Постер Докера 2023 создан искусственным интеллектом и доработан нашим дизайнером Дмитрием Валовым. Мы, как и прежде, следуем за реальностью и её вызовами. Системы искусственного интеллекта могут представлять как серьезные риски для привычного жизненного уклада человечества, так и влиять на улучшение жизни различных обществ и всеобщего прогресса. Но не замечать ИИ больше нельзя. Он прямо здесь, взирает на нас, впитывает информацию и готовится к взаимодействию. Станет ли диджитал-сознание нашим другом, зависит только от нас,

— признаются организаторы фестиваля.

О КОНКУРСЕ И ЖЮРИ

Фильмы «Докера» будут соревноваться в следующих номинациях: Лучший фильм (Гран При), Лучшая режиссура, Лучшая операторская работа, Лучший монтаж, Лучший звук, Лучший короткометражный фильм, Лучший фильм программы «Док Станция». Также будет вручен Приз зрительских симпатий.

Члены жюри:

Светолик Зайц (Сербия) — режиссёр монтажа и звукорежиссер. Работал более, чем над пятьюдесятью игровыми и документальными фильмами, лауреат кинофестивалей. Монтировал многие фильмы Эмира Кустурицы, такие как: «Черная кошка, белый кот», «Истории на супер 8», «Жизнь как чудо», «Завет», «Марадона» и Пепе. Высшая жизнь» и другие.

Ольга Стефанова (Россия) — режиссер, оператор, лауреат отечественных и зарубежных кинопремий и фестивалей. Ее называют «официальным режиссером Антарктиды», стала пятой российской женщиной, которая провела зимовку на полярной станции. Автор фильмов «Свет Белого моря» (2005), «Зимовка» (2010), «Пограничный эффект» (2011), «Станция „Восток“. На пороге жизни» (2016), Остров Буромского (2020) и многих других.

Султан Усувалиев (Кыргызстан) — киновед, кандидат искусствоведения, режиссер. В 2011 году совместно с Романом Навескиным основал независимый киноведческий журнал «Film Sense». В 2023 году на Фестивале Азиатско-Тихоокеанского кино в Лос-Анджелесе состоялась премьера его дебютного документального фильма «Кто следующий?», снятого в соавторстве с Нуржамал Карамолдоевой. В этом же году Султан выступил составителем и редактором книги Армена Медведева «Сослагательное наклонение. Беседы по истории отечественного кино». В настоящее время преподает киноведение и читает лекции по истории кино в Университете Бишкека.

Более подробная информация о жюри на сайте midff.ru

О ФЕСТИВАЛЕ ДОКЕР

«Докер» вырос из одноименного проекта показов авторского неигрового кино с целью исследования и демонстрации в России всевозможных жанров и форм мирового документального кинематографа как отдельного направления киноискусства. Фестиваль акцентируется на независимой авторской мировой кинодокументалистике — от поэтического киноповествования до социальных блокбастеров, от кинохроники до мокьюментари, от артхауса до научно-популярного кино, от классики до экспериментальных и нестандартных форм.

Среди фильмов, которые в разные годы открыл для России «Докер»: «Полет над Россией» («Россия с неба»), «Нерка. Рабы красная», «Город кошек», «Медведи Камчатки. Начало жизни», «За пределом», «Женщина в плену», «Красивые вещи», «Хозяин оленей» и другие.

Как отмечают гости и организаторы фестиваля, аналогов «Докеру» в нашей стране нет — это единственный международный конкурсный фестиваль в России, специализирующийся исключительно на авторском документальном кинематографе, но без каких-либо тематических, эстетических, языковых, географических и любых других ограничений. «Докер» уникален еще и тем, что единственный отмечает призами отдельные профессии создателей документальных фильмов. В России документальное кино редко можно увидеть в прокате, поэтому «Докер» является некой альтернативой, которая несет важную культурную, просветительскую и образовательную функции, а также наследует традиции старейших авторитетных фестивалей мира, таких как IDFA в Амстердаме, Encounters в Кейптауне, DOK Leipzig в Лейпциге, Cinema du Reel в Париже, Фестиваль документального кино в Гуанчжоу и других.

Один из главных принципов фестиваля «Докер» — кино важнее документа. Каким бы ни был стиль и жанр фильма, в нем должны работать законы драматургии. Операторская работа, монтаж, звук — такие же неотъемлемые компоненты, как и в постановочном кино.

За 9 лет своего существования Международный кинофестиваль «Докер» посетило более 60 тыс. зрителей. Было показано более 300 лучших документальных картин последних лет из разных концов света. Фестиваль посетило более 200 гостей со всего мира: это режиссеры конкурсных фильмов, члены жюри, эксперты индустрии.

Билеты на показы фестиваля доступны на сайте Каро.Арт: https://karofilm.ru/films/34

ОБ ОРГАНИЗАТОРАХ ФЕСТИВАЛЯ

ИРИНА ШАТАЛОВА
ДИРЕКТОР И ПРОДЮСЕР ФЕСТИВАЛЯ

В 2007 году окончила операторский факультет ВГИК им. С. А. Герасимова, мастерскую Вадима Юсова. В качестве главного оператора сняла более пятнадцати неигровых картин, обладатель нескольких призов зарубежных и отечественных фестивалей. В 2011 году начала продюсерскую деятельность. Куратор, организатор и один из основателей проекта показов авторского документального кино «Докер». В 2014 году окончила курс продюсирования и дистрибуции Киноакадемии NYFA в Нью-Йорке и программу молодых европейских продюсеров «Emerging Producers» в Йиглаве, Чехия.

Неигровое кино стало по-настоящему заметным. Подчас оно не уступает игровому ни по зрелищности, ни по силе языка. С ним начали по-настоящему считаться. Уже никого не удивляет, что документалистика и игровое кино соревнуется в одних и тех же конкурсах престижных кинофестивалей. Зрители подсаживаются на док, потому что он обнажает чувства и мысли, иногда обескураживает, говорит о чем-то главном в нашем бытие, о чем отваживаются говорить немногие. Для нашего фестиваля это в каком-то смысле вызов. Мы понимаем, что находимся в эпицентре развития этого мощнейшего направления кино и поэтому должны еще больше этому соответствовать,

— говорит Ирина Шаталова.

НАСТЯ ТАРАСОВА
ПРОГРАММНЫЙ ДИРЕКТОР

Окончила факультет режиссуры ВГИК, мастерскую неигрового кино Игоря Гелейна в 2006 году. Более 15 лет занимается производством документальных фильмов в качестве режиссера и продюсера. Автор картин «Безработные», «Линар», «Алхимия Арктики», «Ты же девочка», «Переправа» и других. Реализовала более 5 международных проектов в качестве сопродюсера. Обладатель международных и российских премий и призов в области неигрового кино. С 2011 года является одним из организаторов проекта показов документального кино «ДОКер», с 2015 года — программный директор Кинофестиваля Докер.

Организаторы фестиваля: Проект «ДОКер» и Продюсерская компания «Фест-фильм».

О ПАРТНЕРАХ ФЕСТИВАЛЯ

Фестиваль проходит при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации. Стратегический партнер фестиваля — программа «КАРО.Арт». Партнер деловой площадки — Московская школа кино. Партнерская площадка в Санкт-Петербурге — Киностудия «Лендок». Показы венгерских фильмов в рамках фестиваля проходят при поддержке Венгерского культурного центра.


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ