12 советов по созданию документального кино от Майкла Мура

Поделиться в соцсетях

01. Первое правило создания документального кино — такое же, как в «Бойцовском клубе»

Первое правило «Бойцовского клуба»? Не говорить о «Бойцовском клубе». Похожая история с документальным кино: не делайте документальное кино — делайте кино. Прекратите снимать документалистику. Начните снимать фильмы. Вы выбрали эту прекрасную форму искусства — кино — чтобы рассказывать свои истории. Вас ведь никто не принуждал. А раз так, работайте с киноформой. Я утверждаю, что слово «документалистика» на сегодняшний день мертво. И скоро оно вообще выйдет из употребления. Мы не документалисты — мы кинематографисты. Ведь никому не приходит в голову называть Мартина Скорсезе «игровиком». Так зачем нам загонять себя в какое-то гетто? Тем более что мы и так в нем. Решите для себя, что вы кинематографисты — делайте, прежде всего, кино.

 

02. Не пытайтесь учить — развлекайте

Многие говорят, что делают документальное кино, потому что считают, что люди должны знать о глобальном потеплении или об англо-американской войне 1812 года. Вдумайтесь, это ведь ужасно звучит. Будто вы такой всезнайка, несущий мудрость в массы. И, конечно, именно за этим люди идут в кинотеатры, ага — чтобы кто-то научил их, как себя вести. Если вы действительно так считаете, то вы не просто не документалисты — вы баптистские проповедники. Представьте: люди тяжело работали всю неделю, теперь вечер пятницы и они идут в кино. Они хотят, чтобы погас свет, и кто-то увел их куда-нибудь в другие края. И им не важно, будут ли они при этом плакать, или смеяться, или размышлять о чем-то. Единственное чего люди не хотят — это чтобы вы их поучали чему-то.

Кадр из фильма «Куда бы еще вторгнуться» (2016)Кадр из фильма «Куда бы еще вторгнуться» (2016)

Они хотя, чтобы их развлекли. О да, я произнес это страшное ругательство всех, кто снимает документальное кино. «Развлечение». Но когда Кевин Рафферти снял «Атомное кафе», я прозрел. Этот фильм был настолько забавным! Зритель бился в истерике от смеха. А между тем, в нем говорилось о конце света. Смех служил здесь высшим целям. Смех — это способ преодолеть боль при познании правды. Так что если вы хотите говорить со зрителем о суровой правде, ради всего святого, добавьте в эту бочку дегтя ложку меда. В этом нет ничего страшного, наоборот — смех очищает, приводит к катарсису.

 

03. Не вгоняйте в депрессию — злите

Кроме того, я не хочу, чтобы зритель уходил с моих фильмов в депрессии. Я хочу, чтобы он уходил злым. Депрессия — пассивная эмоция. Злость — активная. Злость означает, что хотя бы 5%, может, даже 10% зрителей поднимутся и скажут: «Я должен что-то сделать с этой проблемой».

 

04. Не рассказывайте мне то, что я и без вас знаю

Я не смотрю те документальные фильмы, тема которых мне известна. Не надо рассказывать мне, что ядерное оружие — это плохо. Я в курсе. Зачем мне тратить два часа своей жизни на то, чтобы в этом лишний раз убедиться? Или вы полагаете, что многие люди об этом не знают? Ну, ок, они, конечно же, с нетерпением ждут выходных, чтобы отправиться в кино и узнать об этом. Не думайте о тех, кто настолько глуп. Думайте о тех, кто готов к изменениям. Но не говорите с ними о том, что им и без вас известно. Отведите их своим фильмом туда, где они еще не были, познакомьте с тем, чего они не видели и действительно не знали.

Кадр из фильма «Боулинг для Колумбины» (2002)

Кадр из фильма «Боулинг для Колумбины» (2002)

05. Не лечите — возбуждайте

Людям не нужны от вас лекарства. Когда нужны, они идут к доктору. Но в кинотеатре лечить никого не стоит. Людям здесь нужен попкорн и хороший фильм. Они потратили деньги, чтобы добраться сюда, купили билет по завышенной стоимости и попкорн. Они выложили кучу денег. Помните об этом. Я вот, чтобы не забывать об этом, даже повесил в своей монтажной две таблички. Одна гласит: «Сомневаешься — режь». А вторая: «Помни, что после твоего фильм зритель поедет домой и займется сексом». Поэтому не надо расстраивать зрителя и портить ему вечер. Это будет просто несправедливо с вашей стороны. Только я, конечно, не имею в виду, что вы не должны говорить со зрителем о серьезных вещах. Я лишь хочу донести, что ваше кино должно заряжать людей, будить в них страсть, возбуждать. В политическом смысле, я имею в виду.
Читайте продолжение здесь.

Поделиться в соцсетях
Работники ТВ