Кинопрокатная компания «Russian World Vision» представляет культовый анимационный фильм Хаяо Мияздаки

Поделиться в соцсетях

Во второй половине января 2024 года кинопрокатная компания Russian World Vision выпустит в кинотеатрах легендарный фильм Хаяо Миядзаки “Принцесса Мононоке” — приключенческое анимационное фэнтези, основанное на истории и мифах Японии. Картина считается одним из главных шедевров знаменитой студии Гибли (Ghibli), а также одной из самых масштабных ее картин.

Вновь у российских зрителей будет возможность увидеть этот образец художественного совершенства на больших экранах и погрузиться в удивительный мир Миядзаки, где люди существуют наравне с духами и фантастическими существами. Сочетая в себе магию красочных сказок и брутальность древних легенд, эта картина рассказывает о противостоянии обитателей Древнего Леса и Железного города.

Сюжет “Принцессы Мононоке” разворачивается в средневековой Японии XV века, во времена периода Муромати, в эпоху которого в Японии появилось первое огнестрельное оружие. Молодой принц Аситака подвергается древнему демоническому проклятью после убийства вепря и вынужден оставить свою деревню и отправиться в опасное путешествие в поисках исцеления. Он оказывается в загадочной стране, где идет ожесточенное противостояние Железного города, которым правит госпожа Эбоси, и обитателей Древнего Леса. Там Аситака встречает Принцессу Мононоке — приемную дочь богини-волчицы и повелительницу зверей, которая пытается спасти от людей лес и обитающий в нем Дух Леса, который предстает в виде прекрасного оленя. Теперь исход битвы между людьми и лесными духами зависит именно от них.

На момент создания “Принцесса Мононоке” была самым дорогим аниме в истории, её бюджет составлял $23,5 млн. Картина была с восторгом встречена и критиками, и зрителями, что отразилось на её сборах — в прокате фильм собрал $150 млн. “Принцесса Мононоке” обрела такой успех не только благодаря кропотливо созданной анимации, каждый кадр которой Миядзаки утверждал лично, но и благодаря универсальности истории — зрителю совсем необязательно разбираться в японской культуре, чтобы проникнуться показанными на экране событиями.

В истории “Принцессы Мононоке” заложено множество глубоких тем, которые волновали Хаяо Миядзаки. Основная и сюжетообразующая — противостояние человека и природы, остающееся актуальным на протяжении всей истории человечества. Желание человека улучшать условия своей жизни, добывая металл, древесину и прочие необходимые ресурсы, заставляет его наносить природе непоправимый вред. Боясь бедности и смерти, человек продолжает жестоко относиться к Лесу и его обитателям – животным, духам, богам. Но те умеют защищать родные земли и отвечать обидчикам, отвечать кровожадно. Считая человека захватчиком, жители Леса вступают с ним в войну за собственный дом.

Изначально главными источниками вдохновения Миядзаки при создании “Принцессы Мононоке” стали его собственная однотомная манга “Путешествие Сюны” и картина Акиры Куросавы “Семь самураев”. К моменту начала работы у Хаяо Миядзаки не было готового итогового сценария картины. Он утверждал, что продвигается по сюжету наощупь. В ходе работы некоторые изначально задуманные персонажи были удалены, а сюжетные арки изменены. Финальная версия фильма сильно отличалась не только от начальных набросков автора, но и от предыдущих работ студии. К примеру, в “Принцессе Мононоке”, в отличие от прошлых картин Ghibli, встречаются гораздо более детализированные и реалистичные сцены схваток. Пойдя на такой шаг, студия намеренно хотела разрушить устоявшийся образ и открыть новую страницу истории.

Также “Принцесса Мононоке” стала первым проектом студии, в создании которого применялась техника CG. В основном она применялась для создания движущихся 3D моделей и совмещения слоёв в кадре. Создатели картины даже обратились за помощью в Microsoft, чтобы те разработали для них специальную программу для работы с изображением. В итоговой версии фильма было использовано около ста кадров, сделанных при помощи компьютера.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Изначально были предложены два названия фильма. Одно из них, которое впоследствии и было выбрано, а другое — «Легенда об Аситаке».

Производство аниме-фильма началось в июле 1995 года. Миядзаки лично курировал каждый из 144000 кадров в фильме, и примерно 80000 из них, он редактировал сам. Работы по созданию фильма окончательно завершились всего за несколько месяцев до японской даты премьеры.

Фильм, по большей части, был нарисован вручную, но включает в себя некоторые моменты с использованием компьютерной анимации (в общей сложности, пять минут хронометража). Еще 10 минут занимает цифровая живопись, используемая во всех последующих фильмах студии Ghibli.

Чтобы выразить несогласие с попытками сократить американское издание фильма, Хаяо Миядзаки прислал компании Disney окровавленный меч, на котором было написано «не резать».

Имена двух других детей богини-волчицы Моро не упоминаются. А вот имя Сан означает «Три», из чего следует, что имена волков, возможно, «Ичи» и «Ни» — «Один» и «Два». «Мононокэ» можно перевести, как «мстительный дух».

Плащ Госпожи Эбоси — это плащ, который носят мужчины, а не кимоно; плащ показывает ранг госпожи и её важность.

Хаяо Миядзаки предпочел японских кино- и театральных актеров профессиональным сэйю, чтобы избежать «штампованных образов».

В мае 1995 года Хаяо Миядзаки и аниматор Масаси Андо, вместе с командой художников и цифровых аниматоров, отправились в древние леса острова Якусимы, который находится в 60 км южнее острова Кюсю, а затем в горы Сираками в северной части Хонсю для вдохновения в создании пейзажей, как это было с фильмом «Навсикая из Долины Ветров».

После окончания работы над фильмом Миядзаки планировал уйти из режиссуры, но коммерческий успех картины и признание со стороны Японской киноакадемии заставили его передумать.

СМИ О КАРТИНЕ

Блистательнейшая мистико-историческая аниме-сага о войне средневековых японцев с лесными божествами

— Борис Иванов, Film.ru

В «Мононоке» сюжетный мир и разворачивающийся внутри него конфликт представлен в максимальном соответствии с действительностью: тут нет абсолютно положительных или отрицательных персонажей, совершенные героями ошибки нельзя отыграть назад

— Андрей Писков, Time Out

Сделанная в основном в стиле классической ручной анимации с редким использованием компьютерной графики, «Принцесса Мононоке» представляет собой воплощение красоты и воображения

— Джек Мэттьюс, New York Daily News

Идеальная взрослая альтернатива стандартным произведениям Диснея

— Кэри Вонг, Out Magazine

Это вдохновляющее, художественное и интригующее аниме заслуживает всех похвал, которые на него обрушились

— Марк Дайнинг, Empire Magazine

Хаяо Миядзаки — великий аниматор, а его «Принцесса Мононоке» — великий фильм

— Роджер Эберт, Chicago Sun Times

Эта история отличается простотой и силой, с захватывающими образами и смелыми идеями повествования

— Питер Брэдшоу, Guardian

О РЕЖИССЕРЕ

Хаяо Миядзаки 一 японский режиссёр-аниматор, сценарист, писатель и продюсер. Он начал заниматься анимацией ещё в 60-е, а в 1985 году и основал собственную студию 一 Studio Ghibli. Миядзаки не раз становился лауреатом мировых кинопремий, на его счету Золотой медведь с Берлинского кинофестиваля, Золотой лев с кинофестиваля в Венеции и два Оскара 一 за анимационный фильм “Унесенные призраками” в 2003 и почетная премия за вклад в кинематограф в 2015. Творчество Хаяо Миядзаки пропитано гуманизмом, а главными темами его фильмов всегда становятся важные общечеловеческие ценности: пацифизм, семья, любовь, взаимоотношения между природой, человеком и созданными им технологиями.

Принцесса Мононоке

Название: Mononoke-hime
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Сценарий: Хаяо Миядзаки
Страна: Япония
Год: 1997
Хронометраж: 139 минут

Возрастное ограничение: 12+

СИНОПСИС

Чтобы спастись от проклятия, принц Аситака отправляется в опасное путешествие и оказывается в загадочной стране, где сражаются лесные духи и люди за право владеть древним Лесом. Там он встречает отважную юную Принцессу Мононоке, воспитанницу богини-волчицы, которая пытается спасти лес от людей.
Теперь судьба всех зависит только от одного воина — принца Аситаки.


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ