Десять заповедей монтажа

Поделиться в соцсетях

Данная статья является конспектом лекций по монтажу.  Cекретов тут никаких нет, но именно соблюдение этих «заповедей» делает съёмку – искусством. Конспект дополнен наглядными видео-иллюстрациями.

Любое экранное произведение  — это всегда рассказ. А кинематографический рассказ — это последовательная цепочка возникающих на экране образов, соединенных с учетом требований 10 принципов или в нарушение этих требований, но обязательно
поставленных в единый ряд по какому-либо избранному автором замыслу. Уже 100 лет как в экранном творчестве монтируют, соединяют между собой именно образы. А существует их всего две категории: статичные пластические образы и пластические образы действия. Они составляют содержание кадров. Мы выбираем и режем кадры по двум главным принципам: чтобы зритель успел понять, что изображено на экране, успел распознать образ, и чтобы образ или его часть имели определенную степень законченности и нашли продолжение в следующем кадре.

Ферст про монтаж по alexkinoman
Необходимо договориться о терминологии. Начнем с понятия «кадр«. Его же иногда называют планом. Эти понятия в некотором смысле являются синонимами и подразумевают одно и то же. Кадром или планом называют обычно кусок кинопленки, или магнитной пленки, на котором зафиксировано изображение, снятое в результате одного пуска камеры. Кадр или план — своего рода «кирпич», некая единица при сборке, в монтаже видеоряда. Он может быть уменьшен, урезан в окончательном варианте. Но все равно — от склейки до склейки, от стыка до стыка — кусок изображения будет называться планом или кадром. Клеточку на пленке или изображение, остановленное на мониторе, принято называть «кадриком». Одна секунда на экране — 24 кадрика кинопленки, или 25 кадриков видеосъемки. «Раскадровками» в экранном творчестве называют последовательность всех нарисованных кадров будущей картины с номерами, длительностью, методами съемки. В последнее время много фильмов снимается по комиксам, по сути своей уже являющимися готовыми раскадровками.

В кино и телевидении у слова «план» есть второе значение, которое не совпадает по смыслу со значением слова «кадр». Оно связано с обозначением масштаба съемки, с выбором крупности съемки объекта.

  1. Деталь. Глаз человека с бровью и частью носа.
    2. Крупный план. Лицо человека во весь экран по вертикали. Над головой и под подбородком остаются небольшие зазоры между лицом и рамкой кадра. За головой просматриваются плечи.
    3. 1-й средний план. Часть фигуры человека, взятая в рамку кадра, чуть выше пояса.
    4. 2-й средний план. Фигура человека по колено.
    5. Общий план. Человек заключается в рамку кадра так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство до рамки.
    6. Дальний план. Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала. Она составляет 1/7, 1/10 часть высоты кадра и меньше.

В Американском варианте планов больше, но все они говорят о количестве человека в кадре.

Начинаем  рассказы о монтаже видеоряда, монтаже кадров внутри одной сцены. Скорее это не законы, а принципы.  Трудно говорить о законах в искусстве. Закон это нечто непоколебимое как законы физики. Или юридические законы, но «по букве» последних  всех артистов сыгравших фашистов следовало бы обвинить в государственной измене и пропаганде нацизма.

Первый принцип монтажа. Монтаж по крупности.

Переход от кадра к кадру будет плавным и незаметным только тогда, когда их крупность и композиция будут ощутимо отличаться, но не принудят зрителя дополнительно напрягать сознание и искать косвенные подтверждения, чтобы понять, что в соседних кадрах снят один и тот же объект. Вековая практика показала, что легко и без спотыкания смотрится переход по крупности через план, от крупного ко второму среднему, от первого среднего к общему и обратно. Как бы исключение из этого правила составляют стыки детали и крупного плана, дальнего и общего планов. shema-montazhaПереход с плана на план, сделанный режиссером с соблюдением этого принципа, будет почти всегда отвечать условиям комфортного восприятия зрителя. Но это не кино и экран в ящике приучили зрителя к такому подходу при соединении кадров, а психофизиология зрителя потребовали этому научиться режиссеров.

Увеличение или уменьшение масштаба объекта в кадре лишь одно из требований «мягкого» восприятия стыка кадров. Как правило следует еще несколько поменять композицию плана и сместить центр внимания в этой композиции. Но это уже принцип 6-й, который будет рассмотрен позже.

Принцип второй. Монтаж по ориентации в пространстве.

В общем виде принцип монтажа двух кадров по ориентации в пространстве гласит: съемка двух объектов , взаимодействующих друг с другом, должна производиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия. Если камеры при съемке двух беседующих людей располагать на точках, лежащих по одну сторону от линии взаимных взглядов друг на друга этих людей, то у зрителя, смотрящего на экран, сложится такое же представление о расположении двух персонажей в пространстве, как если бы он сам наблюдал в жизни это событие своими глазами. Этот принцип распространяется на все взаимодействующие объекты. Художник и холст. Танк и пушка, которая по нему стреляет. Журавль и лягушка, которая пытается ускакать от прожорливой птицы. Нагляднее об этом принципе рассказано в американском «Hollywood Camera Work».

Принцип третий.  Монтаж по направлению движения.

Кино начиналось с того, что «ожила» фотография. Всем известен пример с люмьеровским фильмом «Прибытие поезда». Всякое движение на экране и сегодня приковывает наше внимание с удивительной магической силой.

Lumere по alexkinoman

Этот принцип монтажной съемки и монтажа относится ко всем движущимся объектам в кадре: к людям, автомобилям, жукам, крокодилам, танкам и самолетам. Каждому режиссеру, оператору и монтажеру необходимо помнить, что любая смена направления движения главного объекта с правого на левое мгновенно наполняется смыслом, истолковывается зрителем, как поворот в сюжете. Если режиссер не вспомнит о необходимости сохранить направление движения персонажа, тогда его ждут сложности в монтаже и ослабление эмоционального воздействия сцены. А зрителю потребуется чашечка кофе, чтобы погадать на гуще: что могло произойти и заставило героя двинуться в обратную сторону.

Читайте продолжение здесь.


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ