“Ровесники, не умирайте…” Ушел из жизни Андрей Шемякин

Поделиться в соцсетях

29 ноября 2023 скончался Андрей Михайлович Шемякин — российский киновед, кинокритик, режиссер документального кино, культуролог, сценарист, кандидат филологических наук, автор и ведущий программы «Документальная камера» на телеканале «Культура», Вице-Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, Председатель отборочной комиссии фестиваля документального кино «Россия», Председатель отборочной комиссии кинофестиваля «Лучезарный Ангел», член Правления Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России, преподаватель Высшей школы культурной политики МГУ и Старший преподаватель Высшей школы телевидения МГУ, руководитель киностудии «Кинокомпания Шемякина».

Свою профессию я могу определить как экзистенциальная коммуникация. То есть все виды деятельности, а именно: фестивальный менеджмент, преподавание, наука – киноведение, критика и журналистика, создание телепрограмм о документальном кино. В конечном счете, это различные формы одного и того же – восстанавливать разрушенные связи между людьми посредством слов и образов.

Андрей Михайлович Шемякин родился в Вильнюсе, но в пять лет переехал с родителями в Москву.

С Андреем Шемякиным мы как-то мельком познакомились на фестивале в Гатчине. Этой весной вдруг случайно было очень нужно задать ему один вопрос. Попросила подругу узнать его контакты.
Задала. Он быстро и развёрнуто ответил, ответ приоткрыл бездну прошлого. А ещё узнала, что он родился в Вильнюсе, даже в каком месте рассказал, и теперь думаю про него, когда бываю там рядом. Переживал, что Вильнюс от него теперь за железным занавесом, хотел ещё хоть разок побывать в родном городе. Теперь уже точно не случится.
Он скучал по жене, и кажется ему было тепло вспоминать через незнакомого совсем человека о времени её юности.
Пусть они с ней там вместе будут. В этот раз кино про любовь, получается

Отец — Шемякин Михаил Михайлович (26.07.1908—26.06.1970), Директор Института биоорганической химии (теперь носит его имя и имя академика Ю. А. Овчинникова).
Мама — Кугатова-Шемякина Гали Павловна (28.05.1919—06.1970), доктор химических наук, зав. лабораторией в том же Институте (Институт биоорганической химии).

Это действительно невосполнимая утрата, потому что Андрей Михайлович обладал уникальной способностью – от частностей, деталей в определенном фильме перейти к широким обобщениям, подняться на культурологический уровень высокого искусства и общих философских смыслов. К сожалению, таких специалистов практически не осталось, он принадлежал еще советской школе киноведения, кинокритики, был человеком энциклопедических знаний. При этом оставался потрясающим другом, умел общаться, радоваться успехам других, совместно печалиться горю, был человеком, которого заменить некем

– Елена Алферова, кинорежиссер и редактор ГТРК «Культура».

В 1977 закончил романо-германское отделение филфака МГУ.

Наш филологический факультет МГУ давал самое профессиональное образование, в смысле общегуманитарное, и закончив его, можно было заниматься чем угодно. Хотя официально у меня был диплом – филолог, учитель иностранного языка. Но занимался я тогда американской литературой конца XVIII века. Это был материал, который знало пять человек в стране. И именно почувствовав себя в идеальной нише, мне захотелось оттуда уйти. Другие подобную нишу зарабатывали годами и десятилетиями. А уйти захотелось потому, что в безвременье захотелось обрести время, если угодно. Кино, как ни что другое, помогло мне

1978—1980 — Андрей Михайлович учился в аспирантуре Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН (сокр. ИМЛИ).

1981 по 1989-м — Шемякин работал в ИМЛИ младшим научным сотрудником в группе Истории литературы США под руководством Ясена Николаевича Засурского.

И в это же десятилетие, сделав глубоко личный выбор, ушёл в кино, как другие уходят в эмиграцию

В декабре 1985 Андрей Михайлович защитил кандидатскую на тему «Американский роман конца 18-го века: генезис и проблемы эволюции», утвердили в конце 1986-го. Первоначально, потому что не вступил в КПСС и это повлекло за собой поражение в финансах (кандидатам повышали зарплату), и отодвинуло защиту на 5 лет.

Тот факт, что моя первая публикация – не по кино, вообще первая публикация – была в журнале «Современная художественная литература за рубежом». И мой первый редактор, Николай Максимович Пальцев, блестящий специалист по кино, не опубликовавший тогда ни одной работы, потому что всё, чем он тогда занимался, было непубликабельно, вот я в каком-то смысле стал его учеником и собеседником

Статьи Андрея Шемякина публикуются с 1978 года. На его счету более 1000 публикаций в газетах, журналах и сборниках.

Да, который вообще был характерен для 70-х годов, для всей гуманитарной деятельности моих ровесников, тоже самое было в филологии..  Я просто круто повернул. Шел из академической филологии, из Института Мировой литературы, в конечном счете, хотя это далеко не сразу, вот в кино, потом уже в кино выбрал несколько областей, которые мне особенно интересны, в частности, документальное кино, история кино, зарубежное кино, связи России и Запада на материале кино и так далее.

В ноябре 1989-го Андрей Михайлович перешёл в НИИ киноискусства на должность старшего научного сотрудника в отдел «Истории советского кино», впоследствии переименованный в «Отдел междисциплинарных исследований».

На телевидении Андрей Михайлович работает со второй половины 90-х годов. С момента создания телеканала «Культура» и по май 1998 года — сотрудник Отдела документального кино, с мая 1998 по январь 2002 — эксперт информационно-аналитического отдела телесети «Прометей-АСТ».

В документальном кино я с восемьдесят восьмого года. Мне предложили войти в отборочную комиссию тогда только рождавшегося фестиваля «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге. Естественно, я с огромным удовольствием согласился, и с этого всё началось. В Питере был столицей нашей документалистики, там была одна из трех лучших школ документального кино, блистательная совершенно, все классики были живы, и … мне просто очень повезло.

В 1996 году Андрей Шемякин дебютировал в качестве ведущего программы «Карэ» (продюсер Валерий Герчаков, автор Евгений Хмелев) на канале «Российские университеты».

В 2000 году появилась концепция передачи «Документальный экран», бессменным ведущим и автором которой был Андрей Шемякин (с 2000 по 2001 — телесеть «Прометей-АСТ», 2002 — канал «Культура»). С 2000 и до 2003 года было создано 83 программы.

 

С 2003 года по 2023 год — автор и ведущий программы «Документальная камера» на канале «Культура».

Сколько всего еще не досказано, не доснято, не дописано, дорогой Андрей. Но зёрна посеяны и их очень много. Спасибо за безусловную любовь к кино, умение отмечать редчайшие параллели и видеть достоинства в небезупречном, за «документальную камеру», за вдохновение, мудрость и добросердечие в самые разные времена. Светлая память и искренние соболезнования близким, друзьям, коллегам.

Ирина Шаталова.

С 2001-го года — Ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства.

С 2003 по 2011-й годы — директор Центра РГГУ «История и визуальная культура», с сентября 2013-го — Старший преподаватель Кафедры истории и теории культуры.

С лета 2006-го — со-основатель «Студии Андрея Шемякина», специализировавшейся на документальном кино. В апреле 2021 года, после конфликта интересов с одном из со-основателей, создали с коллегами новую Студию — «Кинокомпания Шемякина».

УШЕЛ АНДРЕЙ ШЕМЯКИН
Тихо так, — не хлопая дверьми, не жалуясь на здоровье, внезапно. Хотя иногда мне говорил: извините, беру паузу, у меня неполадки.
Ушел Андрей Шемякин, режиссер и эксперт документального кино. Который беззаветно, до боли сердечной, любил Россию. Он любил ее такой, в которой родился.
Мы познакомились на проекте “Исторические хроники с Николаем Сванидзе” в 2005 -м или чуть раньше, встречались часто, и столько точек совпадения нашли. Сериал и сейчас выглядит весьма качественным по фактуре и исполнению.
Я редко встречал человека столь быстрого ума, деликатного в общении, точного и бескомпромиссного в оценках.
Позже он решил воздвигнуть кино-памятник своим родителям, и создал в своей “Студии Андрея Шемякина” три части семейной саги “Никто не хотел убивать, или Свои неродные”.
Андрей ушел… Сфера документального кино потеряла мастера, а лично я старого товарища.
Из тех, кому, глядя в глаза, невозможно говорить неправду.
Простите и прощайте, Андрей Михайлович….

Художественный руководитель проекта «История киноначальников, или Строители и перестройщики» — девять документальных фильмов, хронометражом 39 минут, о ситуации в отечественной киноотрасли в ХХ веке (от 1920-х и до лихих 1990-х) и ее руководителях. (Автор идеи Валерий Фомин. Фильмы демонстрировались в эфире ГТРК «Культура»).

Полдня собиралась в слова.
Андрей Михайлович во времена моего студенчества в РГГУ вел у нас занятия и организовал что-то похожее на киноклуб. Пишу «что-то похожее», потому что это было что-то много большее.
Какая то лаборатория сообщников, мы-20 лет назад-еще совсем дети, амбициозные, сложные, неопределившиеся ни с собой, ни с миром.
Он – удивительный – большой, уютный, настоящий, взрослый, но при этом с живым, абсолютно детским восторгом ко всему.
Такой человек, с котором сразу начинаешь говорить о самом главном.
У него всегда были слова – правильные, понятные, смешные.
В ту пору у меня был довольно скверный период и , помню, как то на занятия я пришла «абсолютной букой» – Андрей Михайлович -возьми да расскажи какой то детский анекдот про зайца-и вот уже все прошло и мы смеемся и можно работать и рассуждать.
У него  были слова.
А у меня сейчас – нет слов

Общественная деятельность

С 1988 года — член Академии киноискусств «Ника»
С 1989 года — Член Союза кинематографистов России
С начала 90-х годов Андрей Шемякин член ФИПРЕССИ — Международной федерации кинопрессы (член жюри ФИПРЕССИ на кинофестивалях в Кракове (1992), Оберхаузене (1996), Сан-Себастьяне (1997). Работал в основных жюри международных («Молодость» в Киеве, 1989), в Тампере (1998) и отечественных (в том числе, «Кинотавр» — 1993, «Окно в Европу» — 2001) кинофестивалей. Дважды был председателем жюри на Российском фестивале антропологических фильмов в Салехарде (1998, 2001).

В 1992 году выступил одним из создателей новой в России профессии — фестивальный менеджмент, которую с 2022 года преподаёт в Высшей школе культурной политики МГУ.

Я знала Андрея Шемякина, когда он был сильно старше, но этот парень всегда был в нем внутри, это точно. А для меня он был первым киноведом-кинокритиком, которого я узнала поближе, я же пришла в кино уже в сорок лет, точнее «пришла» это какое-то неправильное слово, я то ехала учиться в интерньюс телевидению, а оказалось там Марина Разбежкина, и она на самом деле открыла мне это самое кино, дверку открыла. А как этот мир устроен, кто кому кто – это потом постепенно, на ошибках и странных сближениях и отталкиваниях проявлялось и понималось. И было первое мое Послание к человеку, фильм в конкурсе, Андрей в жюри, и я честно считала, что нельзя разговаривать с членами жюри, и подошла к нему только на прощальной вечеринке, и дальше мы зависли в гостиничном баре до самого моего ночного поезда, и разговаривали обо всем сразу, и это было очень нужно мне тогда.
Потом было много и разговоров, и споров, и разных сложных дел, но сейчас я скажу – поклон тебе, Андрюша, от той девушки – которой хоть и было сорок, но я себя тогда ощущала кем-то, кто заново в начале пути. И поклон тебе, Андрюша, от меня сегодняшней. И светлая память.

С 1996-го — неизменный Председатель отборочной комиссии фестиваля документального кино «Россия» в Екатеринбурге.
С 1996 года — член Правления Гильдии неигрового кино России
С 2008 года — Председатель отборочной комиссии кинофестиваля «Лучезарный Ангел»
С декабря 2012 по июнь 2015 года — Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, далее, вплоть до февраля 2023 года — Вице-президент Гильдии.

Много не напишу, хотя хочется, любила Андрюшу и давно знала. Но трудно набивать на телефон, а сидеть не могу. Большой, огромный, тихо, подробно и бесконечно говорящий, и от этих вкрадчивых лекций с гирляндами придаточных не скрыться. По-моему, не было человека, с которым у Андрея Шемякина были бы плохие отношения. Добрейший и знающий чёртову уйму всего. И как он подробно отвечал, даже не отвечал, а просто откликался на любой мало-мальски интересный текст! Как внимательно слушал…
Когда мы выбирали президента нашей гильдии критиков, Андрюшу выбрали единогласно. Филолог по образованию, он сам, самоучкой стал – даже не критиком, а киноведом, да каким. Как он, никто наверное не знал документальное кино. Снимал своё кино, вёл телепрограмму, писал книги, работал в жюри. Трудяга и перфекционист. Дико скромный, хотя при его внешних данных остаться незаметным не мог нигде. Помню, как в Ялте на каком-то фесте давным-давно они с Димой Быковым ухаживали за одной девочкой, и она отдала предпочтение Андрюше. Как он гордился!
Валя появилась спустя много лет, третья и любимая жена. И как Андрюша был убит – вот буквально сбит с ног – её смертью. По-моему, так и не оправился.
И вот и он… Ужасная потеря для всех нас.


С 2015 года — Старший преподаватель Высшей школы телевидения МГУ.
С марта 2023 года — член Правления Гильдии кинодраматургов СК РФ.
В междисциплинарной гуманитарной науке разрабатывал концепцию «Визуального киноведения».

Награды и призы
1991 — Диплом Венгерской киношколы города Эгере
В 1994 году Андрей Шемякин за цикл авторских колонок и статей в газете «Экран и сцена» был удостоен профессионального Приза Кинопрессы как лучший журналист года, пишущий в газетах.
В 1996 году по результатам опроса профессионального журнала «Искусство кино (№ 1)» Андрей Шемякин оказался в первой десятке наиболее авторитетных деятелей российского кино.
В 1996 году вместе с другими авторами удостоен приза Гильдии Киноведов и кинокритиков России За коллективную монографию «Кинематограф Оттепели. Часть I» (Издательство «Материк», 1996)
28 апреля 2003 года вместе с коллегами вновь удостоен приза Гильдии Киноведов и кинокритиков России За коллективную монографию «Кинематограф Оттепели. Часть II» (Издательство «Материк», 2002) в номинации «Лучшее исследование по истории и теории кино».

Андрей Михайлович Шемякин. Бессменный ведущий «Документальной камеры» и один из самых важных Учителей в моей жизни.
С ним мы объездили столько невероятных мест: попав на форум документалистов в Ташкент, начали снимать местную свадьбу. В Риге встретили Раймонда Паулса и сняли его для дока 1 канала, а уж в Питер стабильно ездили по несколько раз в год.
Помню, как сидели в кафе на Каменноостровском и он, мастер кинокритики, нервничал перед интервью с Германом-старшим. Помню, как смотрели ценнейшие срезки к «Трудно быть богом»…
Помню, как я впервые попала в Госфильмофонд, как сделала свою первую режиссерскую программу и потом еще 40 выпусков «Документальной камеры».
Помню уютную озвучку на Тишинке – я обожала переписывать этот сложный, густой кинематографический текст в понятный.
Мне было 22, когда этот океан кино начал открываться передо мной: он рассказывал мне часами про Аньес Варда и про группу 30 и про неореализм, и про Аки Каурисмяки и феномен финского кино. Это был самый настоящий киноуниверситет, который я прошла за 7 с лишним лет работы вместе.
Огромная и невероятная благодарность за то, что все это было. Жалею, что не успела еще раз сказать ему, какой он большой и светлый человек и как на самом деле ценно встречать таких людей – мало того – таких боссов в своей жизни. Хотя говорила ему это каждый раз: «Андрей Михайлович, мы вас любим и ценим». Всегда.  Надо это пережить…

2006 — Приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон», за программу «Документальная камера» как авторский проект в номинации «Критика в электронных СМИ»
24 сентября 2004 года коллективу передачи «Документальная камера» (автор идеи и ведущий Андрей Шемякин; режиссеры Наталия Примакова, Андрей Нянькин; сценарист и редактор Ольга Кузнецова; администратор Александр Семкин; руководитель программы Сергей Бражников) за программу «Вертов и Рифеншталь — герои, жертвы» (автор сценария и режиссер Наталия Примакова) присуждена премия ТЭФИ Академии Российского телевидения в номинации «Программа об искусстве».


2006 — 3 февраля в Госфильмофонде России проходил юбилейный 10-й кинофестиваль «Белые Столбы 2006», на котором была награждена телевизионная программа Андрея Шемякина «Документальная камера», в номинации «Лучшая телевизионная программа о кино»
2007 — ТЭФИ «За вклад в профессию автора-ведущего»
2012 — Приз телеканала «Страна» «За лучший научно-популярный фильм» — фильм «Отец в командировке» (автор Андрей Шемякин, режиссёр Виктория Лопач)
2015 — Приз Московской Патриархии «За труды. И в связи с 60-летием»
2015 — Академия телевидения и радио Армении присваивает Шемякину Андрею Михайловичу звание Почетного Академика (Свидетельство № 035) «За многолетнюю и добросовестную работу и вклад в области теле- и радиовещания»

Лидия Крошкина (Тверь):

Дорогой Андрей Михайлович… Года не прошло с Вашего приезда в Тверь и лекции в Культурном центре “Боголюбский” “Авторское кино на переломах истории”.
Потом Вы читали стихотворение Вадима Шершеневича, звучащее сегодня прямо про Вас!
Мы последние в нашей касте
И жить нам недолгий срок.
Мы коробейники счастья,
Кустари задушевных строк!

В публикации использованы материалы сайта Асидая и Википедии.

Фото автора – Симакова Сергея.

 


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ