К 100-летию Александра Григорьевича Аронова

Поделиться в соцсетях

31.12.2019 исполняется 100 лет со Дня рождения Александра Григорьевича Аронова – 2-го оператора в истории отечественного ТВ (1-й  Константин Яворский) с 1946г., главного оператора и начальника операторского и технического отдела СССР и РФ с 1949 по 1994 г.г. основоположника телевизионной школы отечественного операторского искусства.

Благодаря тому, что перед войной Аронов учился во ВГИКе на кинооператора и  одновременно работал зам. заведующего лабораторией светотехники и кинотехники НИКФИ, он был технически образованным человеком и когда пришел работать оператором на ЦТ, широко внедрял свои знания кинооператорского искусства и техники будучи главным оператором ЦТ страны,  сотрудничая с ведущими техническими специалистами ТВ и институтами страны.  Не было ни одной важной трансляции в стране:  парады, полеты и прилеты космонавтов – знаменитые кадры возвращение из космоса и встреча Гагарина и Титова, трансляции из главных театров страны, съемка и прямая трансляция поверхности луны, нет  прямых трансляций и  ни одного сообщения от руководителей страны и  их съемки без участия деда (это было их личное распоряжение и доверие к нему, в Кремль он ходил в любое время без звонка), первая прямая видеотрансляция с красной площади и все парады на ней и праздники, впервые в мире он осветил и показал дирижера  и оркестр Большого театра, после чего им стали хлопать в театре (теперь это делают все телестудии мира и освещают  оркестры все театры мира), впервые в мире он использовал специальные штативы(в его статье это есть) на стадионе Динамо (во время матча велась впервые в стране видео-трансляция) и впервые были созданы будки для прямых трансляций с комментаторами и камерами ( теперь использует весь мир), Международный фестиваль молодежи, Олимпиада 80, первая в стране новостная программа «Время»  и т.д.

Аронов А.Г. был награжден званиями Заслуженный деятель искусств РФ и Почетный связист – это 2 звания имеют редкое сочетание понимания технической и творческой составляющих всего процесса создания телевидения.

С помощью двоюродной внучки Александра Григорьевича, нашей коллеги – Светланы Кустаровой подготовлен этот материал.

Первопроходец (памяти Аронова А.Г.)

Основоположник отечественной школы телевизионного операторского искусства Александр Григорьевич Аронов родился в 1919 году в г.Лубны Харьковской области. В 1938-1940 гг. учился во ВГИКе и одновременно работал зам.заведующего лабораторией светотехники и кинотехники НИКФИ. Во время войны 1941-1945 гг. был в действующей армии. После демобилизации в 1946 году пришел работать на Московский телецентр (МТЦ), с которым связал всю свою последующую жизнь. На МТЦ первые три года он был кинооператором, затем перешел на телеоператорскую работу (телеоператор, ст.телеоператор). В 1956 году его назначили главным телеоператором МТЦ. С 1970 по 1985 гг. он главный телеоператор, зав.отделом телеоператоров Центрального телевидения. С 1986 года – главный специалист по операторской технике Телевизионного технического центра.

В 1949 году А.Г.Аронов уже с опытом работы кинооператора на ТВ, активно включился в освоение телеоператорской профессии и быстро добился большого мастерства. На Московском ТВ практически не было передач и рубрик, которые не были бы связаны с его именем. Это передачи оригинальных спектаклей ведущих московских театров, музыкальных, игровых и развлекательных программ, молодежных фестивалей, важнейших общественно-политических мероприятий в стране и за рубежом, спортивных репортажей, в том числе олимпийских игр «Олимпиада-80». Трудно переоценить вклад А.Г.Аронова в становление и развитие службы информации на ТВ, и прежде всего таких передач, как «Новости», «Эстафета новостей», «Время».

Будучи творческой натурой в области телеоператорского искусства, Александр Григорьевич был известен всем работникам столичного телецентра и как большой энтузиаст разработки и внедрения новой техники и технологии ТВ вещания. Его творческое содружество с разработчиками ТВ аппаратуры было очень эффективным. Он неизменный участник практически всех межведомственных комиссий по приемке новых образцов ТВ камер и камерных штативов. Его замечания и предложения способствовали совершенствованию ТВ техники. Многое сделал А.Г.Аронов для создания и ввода в эксплуатацию первой в стране передвижной телевизионной станции (ПТС) МТЦ на ТВ камерах с передающими трубками типа суперортикон, причем его участие было самым активным с самого начала работ – с приобретения большого пассажирского автобуса чехословацкой фирмы «Шкода» для последующего монтажа аппаратуры. По инициативе А.Г.Аронова на внестудийной камере, впервые в мировой практике (1950 г.), был приспособлен вариообъектив от киносъемочной 35-мм камеры с кратностью 1:6 при минимальном значении фокусного расстояния 40 мм. На МТЦ под его руководством разработано и внедрено для студийных и внестудийных передач большое количество оригинальных приспособлений операторской техники, в том числе большие разборные штативы («гроссштативы») для передач со стадионов и открытых площадок.

Почти за 50 лет деятельности на ТВ Аронов А.Г. воспитал большую группу высококвалифицированных телеоператоров, которые плодотворно работают не только во всех телекомпаниях Москвы, но и в телекомпаниях многих стран ближнего зарубежья.

Высокопрофессиональный творческий труд А.Г.Аронова на поприще телеоператорского искусства был отмечен присвоением ему звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1957 г.), «Почетный радист» (1958 г.) и многими правительственными наградами. В памяти всех технических и творческих работников ТВ, сотрудничавших с Ароновым, он останется как специалист высочайшего профессионализма в области телеоператорского искусства и высокой художественной культуры, большой энтузиаст ТВ и исключительно доброжелательный человек в общении с коллегами.

5 октября 1994 года его не стало. Нет сомнения, что имя А.Г.Аронова по праву войдет в историю отечественного ТВ как первопроходца становления и создания отечественной школы телеоператорского искусства.

автор – Л.С.ЛЕЙТЕС

 

ИЗ КНИГИ «Страницы истории телевидения. ШАБОЛОВКА, 53. »

К 50-ЛЕТИЮ ШАБОЛОВКИ 1989 ГОД

(КНИГА СОСТОИТ ИЗ СОБРАНИЯ СТАТЕЙ И ИНТЕРВЬЮ С СОЗДАТЕЛЯМИ И ВЕДУЩИМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ)

А. Аронов. ПРОФЕССИЯ – ТЕЛЕОПЕРАТОР  (отрывки)

Окончилась война. Я к этому времени уже имел опыт кинооператора, и вот в начале 1946 года мои друзья посоветовали мне пойти на телевидение. Оно тогда как раз возобновило свои передачи.

Что же представляла собой телевизионная студия тех лет? Трехсотметровый павильон, оснащенный множеством осветительных приборов и … одной телевизионной камерой. Мало того, что она была одна, так ее постоянно приходилось настраивать.

Поскольку раньше я работал кинооператором, то, как только в 1947 году на телевидении появилась вторая камера, я попытался внедрить в нашу практику те приемы, которые уже широко использовались в кино. Появление второй камеры позволило осуществлять монтаж изображений, что, безусловно, расширило возможности телевизионной режиссуры. Но, несмотря на это, мы все равно оставались недовольными качеством нашей телевизионной техники.

Наконец, с октября 1948 года Московский телецентр был остановлен на реконструкцию и переоборудование новой отечественной аппаратурой. Что это дало? Во-первых, улучшилось качество изображения. Вещание возобновилось в июне 1949 года с общесоюзным стандартом развертки 625 строк вместо прежних 420-ти. Во-вторых, мы получили пять намного более совершенных камер, с высокочувствительными передающими трубками и специально разработанной оптикой. И, в-третьих, у нас появилась передвижная телевизионная станция (ПТС).

Появление ПТС означало открытие новой эпохи в телевизионном вещании. Мы смогли выйти за пределы студии. Родился принципиально новый жанр — телевизионный репортаж.

Я очень хорошо помню нашу первую внестудийную передачу — трансляцию футбольного матча со стадиона «Динамо» в 1949 году. Она произвела большое впечатление не только на телезрителей, но и на наших друзей кинохроникеров. Они тогда же сказали нам, что вот теперь мы действительно становимся для них серьезными конкурентами. До тех пор все спортивные соревнования снимали только они. По форме это были короткие сюжеты в киножурналах. Прямой телевизионный репортаж впервые позволил показать на экране матч целиком, во всех его нюансах и тонкостях.

Появление ПТС во многом изменило и нашу работу с театральными спектаклями. Если раньше, для того чтобы телезрители увидели тот или иной спектакль, его нужно было непременно переносить в студию, то теперь появилась возможность вести трансляцию прямо из зала театра. Правда, здесь встречались свои трудности.

Например, оперную увертюру исполняют при полной темноте. В театре это не создает никаких проблем, нам же в это время надо было что-то показывать. И вот, когда мы только начинали трансляции из Большого театра, мне однажды пришла идея: осветить дирижера и часть оркестра, пока будет исполняться увертюра. Я обратился с этой просьбой к дирижеру. После некоторых колебаний он согласился. Отчетливо вижу тот вечер, когда в затемненном зале дирижер впервые появился при свете двух мощных прожекторов. Для публики это было неожиданностью, раздались аплодисменты. В театре встречать дирижера аплодисментами не было принято (обычно ему аплодировали перед вторым актом). Но, как известно, теперь это стало доброй традицией, и не только в Большом — во многих музыкальных театрах страны.

В 50-е годы по телевидению были показаны лучшие спектакли практически всех крупнейших театров Москвы.

Шло время. В середине 50-х годов стали появляться прямые промышленные телерепортажи. Мне запомнилась передача с конвейера московского автомобильного завода. Вел ее наш замечательный комментатор Ю. Фокин. Передача задумывалась как экскурсия вдоль конвейера, на котором собирается автомобиль. Идея была интересная, но по тем временам трудноосуществимая. Мы долго ломали себе голову, как же это сделать, и наконец решили установить наши телевизионные камеры и осветительные приборы на грузовиках.

Передача началась. Юрий Фокин обратился к телезрителям: «Товарищи! Мы находимся на московском заводе, где собирается всем вам хорошо известный автомобиль. Но мало кто видел и знает, как это делается. Я приглашаю вас совершить экскурсию вдоль конвейера и познакомиться с людьми, создающими этот автомобиль. Итак, в путь!..» И наша кавалькада из трех грузовиков двинулась вдоль конвейера. Когда было нужно, мы останавливались, Ю. Фокин подходил к рабочим, вступал с ними в разговор, а потом мы снова трогались с места. И так до конца — до съезда с конвейера готового автомобиля.

Подобных передач становилось все больше. Расширялась их тематика.

Интересный репортаж мы провели из научно-исследовательского института имени П. К. Штернберга. Все началось с того, что у нас появилась мысль показать не больше, не меньше как… лунное затмение! Для этого мы подсоединили телекамеру к институтскому телескопу. Трудно себе представить, какое сильное впечатление произвела на зрителей эта передача, сколько благодарственных писем посыпалось в наш адрес. Впервые тысячи людей одновременно увидели лунную поверхность, можно сказать, вблизи. Удивительное зрелище! Оно до сих пор стоит у меня перед глазами. Передача стала одновременно и научным документом, поскольку параллельно снималась на кинопленку, которую мы передали затем

сотрудникам института.

Особо памятным для меня стал день 1 мая 1956 года. В этот день состоялся первый прямой репортаж с Красной площади. Семь лет существования передвижных телестанций мы шли к этому событию, накапливали опыт внестудийного показа. Тот первый репортаж, конечно, трудно сравнивать с сегодняшними, ведь прошло три десятилетия. Сейчас во время парада и демонстрации на Красной площади у нас работает свыше двадцати камер, а тогда — только четыре. Естественно, всю масштабность происходящего невозможно было передать такими скромными техническими средствами. Но мы приложили максимум усилий, чтобы этого достичь. Воглавлял нашу творческую группу режиссер Я. Трайнин. Много дней мы потратили на поиски наиболее выгодных точек для размещения камер. И надо сказать, нам это удалось. Мы установили камеру под часами на Спасской башне. И зритель увидел дорогую сердцу каждого советского человека Красную площадь как бы с высоты птичьего полета.

Много лет я возглавлял группу операторов во время трансляции крупнейших событий с Красной площади и выступал в качестве оператора основной камеры. Каждую новую точку показа мы находили ценой большого труда. Но даже сегодня, когда, казалось бы, все столько раз было проверено и перепроверено, я, приходя на Красную площадь, ищу необычные ракурсы и уверен, что ее еще можно показать по-новому, необычно.

В 1957 году в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Для телевидения он явился серьезной школой.

В период подготовки к фестивалю были впервые в Советском Союзе организованы телевизионные транспункты. Они позволяли вести прямые репортажи без использования ПТС. Один из них, на Большой спортивной арене в Лужниках, был рассчитан на восемь телевизионных камер и, кроме того, имел около полутора десятков точек для подключения, дававших возможность в короткое время перебрасывать камеры на новое место. В помещении транспункта была оборудована небольшая студия, где корреспонденты могли брать интервью; рядом размещались комнаты для редакторов и операторов.

Еще один транспункт, на девять камер, находился в Большом театре. Он был соединен кабелями с Малым театром, Колонным залом Дома Союзов, Театром оперетты, Центральным детским театром. Это позволяло вести передачи и оттуда. В ряде других театральных и концертных залов также была предусмотрена возможность подключения в случае необходимости телевизионных камер.

Накануне фестиваля Центральная студия телевидения получила шесть ПТС. Они вели прямые репортажи с улиц Москвы, в частности показали все праздничное шествие от ВДНХ до Большой спортивной арены в день открытия всемирного молодежного форума.

Опыт фестиваля окончательно доказал практически неисчерпаемые возможности прямого телерепортажа. Эти возможности с исключительной силой раскрылись четыре года спустя, в день, который стал историческим для всех.

1961 год. Триумфальный полет Юрия Гагарина. Наша первая «космическая» передача…

Узнали мы о ней накануне. ПТС у нас в то время было примерно двенадцать-тринадцать, сейчас точно не помню. Мы, конечно, хотели сделать передачу технически как можно более совершенной. Нельзя было упустить ни одной драгоценной детали предстоявшей встречи. Репортаж предполагалось транслировать по системе Евровидения, и это еще больше увеличивало нашу ответственность.

В конце концов мы пришли к выводу, что необходимо показать не только прилет космонавта на Внуковский аэродром, но и его проезд от аэродрома до центра города. При этом машина с Ю. Гагариным должна была все время находиться в поле зрения телекамер. Военные предложили нам вертолет, и мы получили великолепную верхнюю точку показа. Вертолет, оснащенный камерой, летел параллельно шоссе, сопровождая кортеж автомобилей. Лучший монтажный переход с одной ПТС на другую трудно было придумать.

Для того чтобы эффектно показать посадку самолета, нам тоже понадобилась съемка сверху. С большим трудом мне удалось добиться разрешения поставить телекамеру на высокую водонапорную башню неподалеку от Внуковского аэродрома. Башня была хороша тем, что с нее просматривалась и вся

посадочная полоса и Москва. Как только на горизонте появился самолет, в котором летел Ю. Гагарин, камера трансфокатором «поймала» его и вела вплоть до посадки, где изображение подхватили другие камеры.

Впоследствии я был постоянным оператором при проведении репортажей с Байконура. Для наших камер на космодроме были оборудованы площадки, а для комментатора (все первые «космические» передачи вел Ю. Фокин) — специальная кабина, откуда он мог поддерживать диалог с космонавтами, находящимися на борту корабля.

Много времени прошло с тех пор. Телевидение шагнуло далеко вперед, обрело много новых возможностей. Но очень важно, чтобы в погоне за техническим совершенством оно никогда не теряло главного — прямого, сиюминутного контакта человека с человеком, человека с множеством людей.

Литературная запись А. Розова

Л.С.Лейтес

Вклад главного оператора Московского телевизионного центра в развитие техники внестудийного ТВ-вещания (отрывок)

В 1949 г. А.Г.Аронов, уже с опытом работы кинооператора на ТВ, активно включился в освоение телеоператорской профессии и быстро добился большого мастерства. На Московском ТВ практически не было передач и рубрик, которые не были бы связаны с его именем. Это передачи оригинальных спектаклей ведущих театров, музыкальных, игровых и развлекательных программ, молодежных фестивалей, важнейших общественно-политических мероприятий в стране и за рубежом, трансляций военных парадов и демонстраций на Красной площади, репортажей с космодрома «Байконур», спортивных репортажей, в том числе олимпийских игр «Олимпиада-80».

В известной телевизионщикам книге «Страницы истории телевидения. ШАБОЛОВКА 53» его единственная статья «Профессия – телеоператор» напечатана в литературной записи составителя книги А.Розова.

Опубликовано в журнале «625».№6.С.76-78


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ