Не стало сценариста Юрия Клепикова

Поделиться в соцсетях

Как сообщила пресс-служба Союза кинематографистов России  1 ноября 2021 года на 87-м году жизни скончался Юрий Клепиков советский и российский драматург, сценарист, актёр, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), Лауреат Государственной премии СССР (1985), лауреат кинопремии «Ника» (1988), лауреат Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1990).

Ушел великий сценарист Юрий Клепиков. «Восхождение» и «Пацаны» – одни из самых любимых фильмов. А есть еще «История Аси Клячиной», «Седьмой спутник», «Мама вышла замуж», «О любви», «Не болит у дятла голова», «Летняя поездка к морю». Он был из тех сценаристов, которых интересно не только «смотреть», но и читать. А еще осталась небольшая, но яркая, на границе документальности и гротеска, роль режиссера в фильме «Начало». Светлая память мастеру

Алексей Чупов.

Юрий Николаевич Клепиков родился 24 августа 1935 года в городе Челябинске.

Для меня снимать фильм – это дружить. Это не делать бизнес. Это тонкие человеческие отношения. Я не могу отозваться на предложение совершенно незнакомого человека о сотрудничестве – как если бы этот режиссёр предлагал мне забеременеть от него.

-из книги “Не болит голова у дятла”.

Умер драматург Юрий Клепиков. Наш кинематографический “молодняк” может даже не знать, кто это такой. Юрий Николаевич был абсолютно не публичным человеком. А в последние десятилетия он и вовсе проживал где-то в глуши, в псковской деревне. Но история нашего кино была бы неполна и даже ущербна без фильмов, снятых по его сценариям. А среди них такие замечательные и значительные фильмы, как “История Аси Клячиной”, “Седьмой спутник”, “Мама вышла замуж”, “О любви”, “Не болит голова у дятла”, “Пацаны”, “Восхождение”, “Летняя поездка к морю”, “Соблазн”…
Он избежал соблазна мелькать в телевизоре, “фигурировать”, быть на виду. Он просто честно работал, писал сценарии. Этого оказалось достаточно, чтобы внести бесценный вклад в отечественное кино. И оставить по себе светлую, благодарную память.
Юрий Клепиков в фильме Глеба Панфилова “Начало”, в котором он сыграл Режиссера. Одна из трех его актерских работ.

В 1960 году окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1964 году — сценарное отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров ВКСР (мастерская Е. И. Габриловича). В 1967 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (ВКСР) при киностудии «Ленфильм» (мастерская Г. М. Козинцева).

Умер замечательный сценарист Юрий Клепиков. Друг моих родителей. Работал вместе с папой над его первой картиной. Титан. Прекрасный человек. Я помню его с детства. Почему-то всегда в пиджаке. Помню его интеллигентность, помню любовь к нему родителей. Помню. Это большая трагедия. Таких больше не делают

Алексей Герман.

По сценариям Клепикова снимали фильмы ведущие режиссёры страны: Алексей Герман («Седьмой спутник»), Андрей Кончаловский («История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»), Виталий Мельников («Мама вышла замуж»), Виктор Трегубович («Даурия»), Михаил Богин («О любви»), Лариса Шепитько («Восхождение»), Семён Аранович («Летняя поездка к морю» и «Я служил в охране Сталина»), Динара Асанова («Не болит голова у дятла» и «Пацаны»). Кинорежиссёр Глеб Панфилов пригласил Клепикова в свой фильм «Начало» сыграть роль режиссёра, снимающего кино про Жанну д’Арк.

И, кажется, никогда — ни до, ни после — такого точного, мощного образа режиссёра в «кино про кино» у нас не было. Ибо он был абсолютно правдив и достоверен в роли большого художника.

— киновед Ирина Павлова.

В конце 1980-х был депутатом от Союза кинематографистов в Верховном совете СССР.

Юрий Николаевич Клепиков
24 августа 1935, Челябинск, – 1 ноября 2021, Петербург.
Девочке было девятнадцать лет; однажды в баре Дома кино, когда сидевшие за сдвинутой парой столиков разбрелись, она совершенно случайно оказалась рядом с мужчиной много старше, который стал с ней разговаривать; и они просидели еще час, а потом он довел ее до остановки.
Ну, вы поняли.
Через двадцать два года я рассказала Юрию Николаевичу, как любила его все это время. Дело было на одном фестивале в маленьком городке; у нас была превосходная компания, человек семь; мы смотрели кино, а по вечерам выпивали того, что удавалось купить в самом конце тех самых 90-х. «У нас с тобой что?» – однажды спросил Клепиков, проверяя меня. «У нас роман!», – вдруг находчиво и гордо ответила я, через секунду испугавшись своему нахальству. Посмеялись.
А однажды, в серьезный момент, договорились, что каждый напишет некролог тому, кто уйдет раньше. Моя фора в ту секунду совершенно испарилась.
Теперь пора исполнить долг. Простите, Юрий Николаич, отказываюсь прощаться с Вами. Повторю свой текст 2005-го…
О ЛЮБВИ
Сегодня кинодраматургу Юрию Клепикову 70 лет. «Не болит голова у дятла» и «Пацаны», «Летняя поездка к морю» и «Восхождение», «История Аси Клячиной…» и «Мама вышла замуж» — фильмы по его сценариям.
Народ и кинематографисты любят эти и другие его картины. Но кинематографистам, прежде всего — петербургским, повезло больше народа: коллеги любят и самого Юрия Николаевича. Просто знают его божий дар и человеческий талант. Почитайте высказывания корифеев нашей режиссуры о Клепикове. Они таких дамских слов, конечно, не употребляют, да дело ж не в словах.
Впрочем, и в них дело, коли мы о сценаристе. О том, кто своими словами формулирует ухваченное, понятое и придуманное, а мы получаем позже уже в живых картинках из рук режиссера. Есть разные точки зрения на первенство в этой паре; сам же Клепиков однажды сформулировал: «Хороший сценарий – это сухие дрова. Старенькая мысль». Безусловно, Юрий Николаевич как честный человек знает цену себе и своим историям, и она высока. Однако он выбрал профессию, которая просто обязывает иметь, как в любви, вторую половину. Проза, стихи и даже пьеса могут провести всю свою жизнь под твердой или мягкой обложкой – непоставленный же сценарий сравним лишь с партитурой: не прозвучало – и нет этой музыки.
С течением лет искреннюю любовь — вторую половину — найти все трудней. Да и судьба распорядилась так, что лучшие его, Клепикова, режиссеры уже стали книгами. Вот они: Динара Асанова, Лариса Шепитько, Семен Аранович. А также Илья Авербах, четверть века друг. В каждой книге есть его воспоминания, а лучше бы – фильмы с каждым. «Мои режиссеры умерли», — неизменно отвечает Клепиков на вопрос, почему он так давно не «ничего не пишет». Вот и получилось, что с 1967 года по его сценариям поставлено не так уж много картин – аккурат чертова дюжина наберется, но из них та половина, которая уже упомянута, — подлинные достижения отечественного кинематографа.
Кстати, один его фильм называется «О любви».
Что же любит он сам? Человеческий возраст, определяемый цифрами 14 и 15 (сборник его сценариев назван «Пацаны»). Наделенных музыкальным слухом. Слова «нежность» и «воображение», и сами эти понятия. А также тех людей, те события и явления, к которым они применимы. Футбол (смотреть) как способ насладиться игрой; это страсть. Рыбалку (сам заядлый) – как способ молчать; тоже страсть. Собак. Много курит. Очень мало ест, и вследствие этого – ужасно худощав. Когда холодно, ходит в таком пальтишке, которое соответствует только ему одному. Седина и безошибочно ощущаемая твердость и цельность натуры не дают шанса принять его за подростка, а так – со спины можно и ошибиться.
Жизнь свою поделил на две части, зиму и лето. Зимой продолжает быть высоким профи: читает-смотрит-участвует, но исключительно если находит нужным. Сам нужен всем – и тем, кто с мозгами, и кто с одними амбициями: мало осталось подлинных авторитетов. Иронизирует. Последнее интервью дал, по моим представлениям, в 1999 году. С тех пор отговаривается – мол, ему нечего сказать. Преподает будущим сценаристам и режиссерам (на одной лекции мне посчастливилось быть, речь шла, заметьте, об экспозиции – его действительно более иного интересует начало…). Грустит.
А по весне удаляется куда-то в Псковскую губернию, под Опочку. Там до осени ходит по болотам в сапогах, ловит рыбу, смотрит в небо. Там, полагаю, счастлив. Но не совсем. Ибо приходится участвовать в жизни. Его «Монтаж деревенский впечатлений», опубликованный в «Искусстве кино», говорит о характере нашего народа ВСЁ. Становится ясно, в частности, почему народ Клепикова не любит: а не такой! не свой! особый! интеллигент…
Грустит и там. Хоть отчасти спасаясь, иронизирует. Но очень горько. Кстати, этот «Монтаж…» начинается эпиграфом из опуса Эдуарда Тополя «Игра в кино»: «Как сказал мне однажды замечательный и уже покойный сценарист Юра Клепиков…».
Примету все знают, не стану повторять. Живите долго, дорогой Юрий Николаевич. Хорошие сухие дрова правильно горят. Греют.

 

Фильмография

Автор сценариев
1966 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский)
1967 — Седьмой спутник (совместно с Эдгаром Дубровским); (режиссёры Григорий Аронов, Алексей Герман)
1969 — Мама вышла замуж (режиссёр Виталий Мельников)
1970 — О любви (совместно с режиссёром Михаилом Богиным)
1971 — Даурия (режиссёр Виктор Трегубович)
1974 — Не болит голова у дятла (режиссёр Динара Асанова)
1976 — Восхождение (режиссёр Лариса Шепитько)
1978 — Летняя поездка к морю (режиссёр Семён Аранович)
1983 — Пацаны (режиссёр Динара Асанова)
1987 — Соблазн (режиссёр Вячеслав Сорокин)

 

1989 — Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии (документальный) (режиссёр Семён Аранович)
2002 — Кинорежиссёр. Профессия и судьба. Илья Авербах. Обратная точка (документальный) (режиссёр Андрей Кравчук)
2002 — Кинорежиссёр. Профессия и судьба. Семён Аранович. Последний кадр (документальный) (режиссёр Андрей Кравчук)
2008 — Двенадцатое лето (совместно с Виктором Серовым, Светланой Демидовой) (режиссёр Павел Фаттахутдинов)

Роли в кино

1970 — Начало — Фёдор Васильевич Игнатьев, главный режиссёр фильма о Жанне д’Арк
1978 — Дом строится (ТВ) — Николай Васильевич Сорокин (роль озвучил — Сергей Шакуров)
2000 — Романовы. Венценосная семья — генерал Корнилов

Участие в фильмах

2003 — Кино, которое было. Монологи об Илье Авербахе (документальный) (режиссёр Дмитрий Долинин, Нийоле Адоменайте)
2008 — Истории и легенды Ленфильма. Фильм № 6. Соблазн. Как снимали фильм «Соблазн» (документальный) (режиссёр Алексей Праздников)
2009 — Истории и легенды Ленфильма. Как снимали фильм «Пацаны» (документальный) (режиссёр Мария Афанасьева)
2010 — Причины для жизни. Юрий Клепиков (документальный) (режиссёр Надежда Майданская)

Признание и награды

1984 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1984 — Премия имени Ф. Э. Дзержинского («Пацаны»)
1985 — Государственная премия СССР («Пацаны»)
1988 — Кинопремия «Ника» — «За лучшую сценарную работу» («История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»)
1990 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых («История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»)
2015 — Почётная премия «Ника» «За выдающийся вклад в российский кинематограф»

В публикации использованы материалы Википедии.


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ