Не стало Марины Голдовской

Поделиться в соцсетях

Как сообщил сын покойной 20 марта 2022 ушла из жизни Марина Евсеевна Голдовская — советский и российский кинорежиссёр-документалист, мастер телевизионного кинопортрета, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), Лауреат Государственной премии СССР (1989), Доктор искусствоведения (1987).

Марина Голдовская родилась 15 июля 1941 года в Москве в семье учёного и изобретателя Е. М. Голдовского.

В 17 лет я поступила на операторский факультет ВГИКа. И первую свою документальную картину, как оператор, сняла в 1968 году с моим товарищем Никитой Хубовым. Тогда впервые в жизни я стала снимать методом длительного наблюдения. Несколько месяцев жила в общежитии ткацкой фабрики со своей большой камерой. Фильм так и не вышел. Никита сложил картину. Там, кстати, никто не говорил ничего плохого про Советскую власть. Но была такая правда жизни, безысходная правда…

В 1963 году Марина Евсеевна  окончила операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека). Работала режиссёром и оператором в ТО «Экран». Член КПСС с 1968 года.

Программа “Острова” с Мариной Голдовской (доступна через VPN)

С 1963 по 1994 годы — Голдовская – оператор и режиссёр документального кино. Объездила весь Советский Союз, снимала шахтёров на северном плато Расвумчорр, нефтяников Казахстана, жизнь советской Антарктической экспедиции, Московскую Олимпиаду 1980 года… Её авторские фильмы-кинопортреты посвящены замечательным современникам: хирургу Александру Вишневскому, цирковой артистке Раисе Немчинской, режиссерам и актерам театра Юрию Завадскому, Олегу Ефремову, Михаилу Ульянову, Аркадию Райкину, нефтянику Рахмету Утесинову, директору завода Виктору Литвиненко, писательнице Анастасии Цветаевой, трёхлетнему мальчику Денису Галкину («Дениска-Денис»). Она умела глубоко вглядываться в человеческие характеры, открывать необычность в людях совсем не известных, заставляя зрителя полюбить их.

Документальное кино делает тебя неврастеником. Ты никогда не знаешь, как жизнь повернется. Я снимаю, снимаю и не знаю, чем все кончится

Фильм 1986 года «Архангельский мужик» о первом советском фермере Николае Сивкове обозначил целое социальное явление, появившееся в российской жизни с началом перестройки, и был удостоен Государственной премии СССР в 1989 году.

Всего Марина Евсеевна создала 93 киноработы в 47 проектах.

Событием культурной и политической жизни стал в 1988 году фильм «Власть соловецкая», впервые рассказавший об устроенном на Соловецких островах лагере особого назначения, с попыткой проанализировать истоки послереволюционной ситуации в России.

Очень важно снимать то, что происходит. Просто снимать то, как живут люди, что они думают. Можно ведь снять сегодня, а показать через три года. Интересно наблюдать, как люди развиваются. Сегодня они думают одно, послезавтра думают по-другому. Потому что все меняется в нас. Меняются погода, времена года, идеи. Все мы меняемся, как ртуть. И документальное кино – оно делает тебя неврастеником. Ты никогда не знаешь, как жизнь повернется. Я снимаю, снимаю и никогда не знаю, чем все кончится

Для профессионального киноязыка Голдовской характерен был драматизм, когда происходящая на экране неинсценированная реальность достигает конфликтной насыщенности игрового кино, однако создается это методами документальной фиксации.

Марина Евсеевна опередила многих своих коллег в использовании новейших достижений телевизионной техники, она самостоятельно разрабатывала новые съемочные и монтажные технологии и проанализировала это в книге «Техника и творчество» (М., «Искусство», 1986), созданной на основе ее докторской диссертации.

С 1966 года по 1993 год преподавала на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1967 году защитила кандидатскую диссертацию во ВГИКе, в 1987 году докторскую, получив ученую степень доктора искусствоведения. Избрана профессором факультета журналистики МГУ.

 

В 1974—75 годах Марина Евсеевна  преподавала на отделении режиссёров документального кино Высших курсов сценаристов и режиссёров.

С 1993 года — была профессором Московского института современного искусства. Книги М. Е. Голдовской «Человек крупным планом» (1981) и «Женщина с киноаппаратом» (2002) стали учебными пособиями для подготовки молодых теледокументалистов.

Сейчас самое время для документального кино, потому что, наконец, появилась техника, которая полностью нас раскрепостила. Раньше была синхронная камера под 120 кг. Были, конечно, и камеры «Конвас-автомат». Но когда нас, снимающих “конвасами”, видели иностранцы, они думали, что у нас такой вид оружия. Было сложно представить, что сегодняшнее время придет

М. Е. Голдовская — была академиком Академии российского телевидения (1994), Американской киноакадемии.

Член Союза кинематографистов СССР (1969) и Союза журналистов СССР (1975).

Член учёного совета Института истории и теории кино России.

 

С 1995 года М. Е. Голдовская жила и работала в США, она была профессор Киношколы университета Южной Каролины (Калифорния).

Почти все мои картины сняты здесь, в России, потому что здесь я родилась, это все мое, и чувствую я себя здесь комфортно. Когда я приезжаю, у меня сразу хорошее настроение. Не потому, что мне плохо в Америке, но когда делаешь картину о людях, тут нужно знать и чувствовать душу человека. А как ее почувствуешь, если ты не родился здесь?

В XXI веке Голдовская продолжала профессиональную деятельность. В 2011 году в программе Второго всероссийского кинофестиваля «Профессия журналист» с успехом прошёл её документальный фильм-трилогия «Три песни о Родине». В том же году завершена картина «Горький вкус свободы», посвящённая Анне Политковской.

М. Е. Голдовская одной из первых стала применять в Советском Союзе метод «прямого кино», как назвали его в Америке: создание кинодрамы из материала жизни.

Первый фильм, который режиссер Никита Хубов и оператор Марина Голдовская сняли «методом наблюдения» в 1968 году — «Ткачиха», о работницах фабрики из г. Фурманова — был запрещен еще в процессе монтажа. Однако Голдовская продолжила работать в этом ключе и осталась верна ему вплоть до фильмов, снятых в последний период ее творчества в США («Этот сотрясающийся мир», 1995) и России («Князь», 1999—2001).

Мы испробовали самые разные методы работы — скрытую камеру, привычную камеру, метод провокаций. Оказалось, что человек может открываться, обнажаться до таких потрясающих глубин, о каких прежняя документалистика и не задумывалась. Конечно, человек имеет право на то, чтобы экран не показывал его в виде, унизительном для его достоинства, наносящем моральный ущерб ему как личности. В Америке, к примеру, это право сурово охраняется законом, и кое-кто из наших документалистов, увлекающихся показом жизни в ее экзотических проявлениях, напоролся бы на такие штрафы, что не знаю, нашлись ли бы у них деньги когда-либо расплатиться. У нас такого закона — не знаю, к сожалению или счастью,- нет

– М. Е. Голдовская

Педагог и наставник
С 1966 по 1993 годы Марина Евсеевна Голдовская вела свою творческую мастерскую на Телевизионном отделении факультета журналистики МГУ. Она одной из первых поняла специфику телевидения: удержать зрителя у экрана можно только предложив ему захватывающий, сенсационный материал. А поскольку тележурналистов не обучали операторскому ремеслу, то М. Голдовская стала делать это, посвящая студентов журфака в основы профессии оператора и киномонтаж.

Гостями творческой мастерской Марины Голдовской были видные публицисты, живые классики советского игрового кино (друзья знаменитого отца Марины Евсеевны — режиссеры Юлий Яковлевич Райзман и Вера Павловна Строева), классик мировой кинодокументалистики, коллега Голдовской Ричард Ликок (США).

Как никакой другой преподаватель кафедры радиовещания и телевидения факультета журналистики МГУ, она понимала значение метода операторского наблюдения для будущих телевизионщиков. В ее мастер-классе главная роль была отведена студентам.

Прежде, чем доверить студенту 16-мм кинокамеру, М. Е. Голдовская предлагала ему сделать подробную раскадровку сюжета в том порядке, в каком он видит кадры в окончательном варианте работы, и рассказать, каким операторским способом будет проведена съемка. Творческие проекты коллективно обсуждались. Аналогичный метод использовался при просмотре и обсуждении отснятого материала в небольшой монтажной телевизионной студии журфака.

Стараниями Марины Евсеевны Голдовской студенты телевизионного отделения получили право делать творческие дипломы — вместо написания теоретической дипломной работы снимать короткометражные документальные фильмы. Каждый из таких фильмов Марина Евсеевна сопровождала лично, погружалась в авторский замысел и делилась практическими советами.

Если ты говоришь человеку: “Василий Васильевич, сядьте, я сейчас буду снимать сцену, когда вы пишете письмо своей дочери. Сядьте и задумайтесь так, как будто вся ваша жизнь прошла перед глазами”. Как думаете, можно так делать? Да ни в коем случае. В пятидесятые, когда телевидение только начиналось, даже когда мы снимали человека без всякой постановки и делали о нем реальное документальное кино, многие думали, что это инсценировка и говорили: “Ну, это телевидение”. В 1971 году я сделала картину “Раиса Немчинская. Артистка цирка”. Это была моя первая режиссерская работа. Моя героиня была потрясающая женщина. Воздушная гимнастка, которая крутилась под куполом цирка и никогда не надевала страхующую лонжу, потому что считала, что это будет мешать красоте номера. Ей было 60 лет, когда я начала ее снимать. Я прожила с ней два месяца в шапито у парка имени Горького и сделала картину об одержимости. У нее был такой интересный характер, что люди просто не верили, что я это все не инсценировала. Я говорю: “Да ничего я не инсценировала, это правда”. Но люди просто не были к этому готовы в тот момент. Вот тебе и влияние телевидения.

В 1986 году М. Е. Голдовская всесторонне изложила свои методы работы применительно к общим принципам и законам развития телевизионного кино в монографии «Творчество и техника».

Большинство выпускников Голдовской нашли призвание на телевидении и в кинодокументалистике: ведущие программы «Взгляд» Владислав Листьев и Александр Политковский, основатель документальной студии «Лавр» Светлана Резвушкина, редактор Студии документальных фильмов Первого канала Ирина Михайлова, музыкальный редактор Елена Карпова.

Семья
Муж — сценарист и режиссер, профессор ГИТИСа Давид Григорьевич Ливнев.

Сын — Сергей Ливнев (род. 16 апреля 1964 года), сценарист, режиссёр, продюсер, директор киностудии им. А. М. Горького (1995—1998)

Сестра — Инна Голдовская (род. 1933), по профессии врач, живет в Москве.

Портал “Работники ТВ” выражает искренние соболезнования родным и близким Марины Евсеевны Голдовской.

Книги
«10 операторских биографий», сборник статей (1975)
«Человек крупным планом. Заметки теледокументалиста» / М. Голдовская. — М. : Искусство, 1981. — 215 с.
«Павел Лебешев» (1985)
«Творчество и техника» (1986)
«Женщина с киноаппаратом» (2002) и другие

Более 45 статей по вопросам документального кино и операторского искусства

Награды и премии
Заслуженный деятель искусств РСФСР (23 декабря 1987 года) — за заслуги в области советского искусства.
Государственная премия СССР (1989) — за фильм «Архангельский мужик» (1986).
Премия Ленинского комсомола (1978) — за фильм «Испытание» о потомственном нефтянике Казахстана Рахмете Утесинове.
«Власть Соловецкая» — Спецприз жюри, МФДФ, Амстердам, 1989.
«Осколки зеркала» — Приз «Золотые ворота» МКФ в Сан Франциско, 1992.
«Дом с рыцарями» — Приз Европы, 1994.
«Князь» — «Серебряный Рембрандт» МФШК, Амстердам, 2001.

Фильмы
Режиссёр
1970 — Раиса Немчинская — артистка цирка (документальный, СССР)
1971 — Юрий Завадский (документальный, СССР)
1972 — Это наша профессия (документальный, СССР)
1974 — Валентина Терешкова (документальный, СССР)
1975 — Аркадий Райкин (документальный, СССР)
1976 — Дениска-Денис (документальный, СССР)
1978 — Испытание (документальный, СССР)
1980 — Пушкин и Пущин (документальный, СССР)
1981 — Восьмой директор (документальный, СССР)
1982 — Понедельник — выходной день (документальный, СССР)
1984 — Перед жатвой (документальный, СССР)
1985 — Здравствуйте, это Бедуля говорит (документальный, СССР)
1985 — Центр притяжения (документальный, СССР)
1986 — Архангельский мужик (документальный, СССР)
1987 — Олег Ефремов. Чтобы был театр (документальный, СССР)
1987 — Тумбалалайка в Америке (документальный, СССР)
1988 — Власть Соловецкая. Свидетельства и документы (документальный, СССР)
1988 — Михаил Ульянов. Хроника одной роли (документальный, СССР)
1989 — Выше, чем любовь (документальный, СССР)
1989 — Мне девяносто лет, ещё легка походка… (документальный, СССР)
1990 — Вкус свободы (документальный, СССР)
1991 — Из бездны (документальный, СССР)
1992 — Осколки зеркала. Дневник смутного времени (документальный, Россия)
1993 — Дом с рыцарями (документальный, Россия)
1994 — Повезло родиться в России (документальный, Россия)
1995 — Этот сотрясающийся мир (документальный, Россия)
1997 — Дети Ивана Кузьмича (документальный, Россия)
1998 — Питер Селларс: портрет (документальный, о режиссёре Питере Селларсе, Россия, Канада)
1999 — Князь (документальный, Россия)
2003 — Князь вернулся (документальный, Россия)
2004 — Искусство и жизнь: в поисках связующей нити (портрет Питера Саллерса) (документальный, Россия)
2011 — Горький вкус свободы (документальный фильм об Анне Политковской, продолжение картины «Вкус свободы»)

Сценарист
1970 — Раиса Немчинская — артистка цирка (документальный, СССР) автор сценария совм. с Д. Ливневым

1988 — Михаил Ульянов. Хроника одной роли (документальный, СССР) автор сценария
1989 — Выше, чем любовь (документальный, СССР) автор сценария
1992 — Осколки зеркала. Дневник смутного времени (документальный, Россия) автор сценария
1993 — Дом с рыцарями (документальный, Россия) автор сценария совм. с М. Зверевой
1994 — Повезло родиться в России (документальный, Россия) автор сценария
1995 — Этот сотрясающийся мир (документальный, Россия) автор сценария
1999 — Князь (документальный, Россия) автор сценария
2003 — Князь вернулся (документальный, Россия) автор сценария
2004 — Искусство и жизнь: в поисках связующей нити (портрет Питера Саллерса) (документальный, Россия) автор сценария

Оператор
1963 — Там, где не заходит солнце (документальный, СССР)
1966 — Сергей Смирнов (документальный, СССР)
1968 — Ткачиха (документальный, СССР)
1969 — Хирург Вишневский (документальный, СССР)
1970 — Раиса Немчинская — артистка цирка (документальный, СССР)
1970 — Спрашивайте, мальчики (документальный, СССР)
1971 — Юрий Завадский (документальный, СССР)
1972 — Это наша профессия (документальный, СССР)
1974 — Валентина Терешкова (документальный, СССР)
1975 — Аркадий Райкин (документальный, СССР)
1976 — Александр Твардовский (документальный, СССР)
1976 — Дениска-Денис (документальный, СССР)
1977 — Какая интересная личность (документальный, СССР)
1977 — Николай Тихонов: времена и дороги (документальный, СССР)
1978 — Испытание (документальный, СССР)
1979 — Михаил Булгаков (документальный, СССР)
1979 — Огневой вы человек! (документальный, СССР)
1980 — Пушкин и Пущин (документальный, СССР)
1981 — Восьмой директор (документальный, СССР)
1981 — Дом Твардовского (документальный, СССР)
1982 — Понедельник — выходной день (документальный, СССР)
1983 — Командировка в Антарктиду (документальный, СССР)
1983 — По былинам сего времени (документальный, СССР)
1984 — Дома у Пушкина (документальный, СССР)
1984 — Перед жатвой (документальный, СССР)
1985 — Здравствуйте, это Бедуля говорит (документальный, СССР)
1985 — Испания навсегда (документальный, СССР)
1985 — Центр притяжения (документальный, СССР)
1986 — Архангельский мужик (документальный, СССР)
1987 — Олег Ефремов. Чтобы был театр (документальный, СССР)
1987 — Тумбалалайка в Америке (документальный, СССР)
1988 — Власть Соловецкая (документальный, СССР)
1988 — Михаил Ульянов. Хроника одной роли (документальный, СССР)
1989 — Выше, чем любовь (документальный, СССР)
1989 — Мне девяносто лет, ещё легка походка… (документальный, СССР)
1990 — Вкус свободы (документальный, СССР)
1991 — Из бездны (документальный, СССР)
1992 — Осколки зеркала. Дневник смутного времени (документальный, Россия)
1993 — Дом с рыцарями (документальный, Россия)
1994 — Повезло родиться в России (документальный, Россия)
1995 — Этот сотрясающийся мир (документальный, Россия)
1996 — Аллан Гинсберг: Дневник поэта (документальный, Россия)
1997 — Дети Ивана Кузьмича (документальный, Россия)
1999 — Князь (документальный, Россия)
2003 — Князь вернулся (документальный, Россия)
2004 — Искусство и жизнь: в поисках связующей нити (портрет Питера Саллерса) (документальный, Россия)
2011 — Горький вкус свободы (документальный)

Призы
1969 — ВТФ (Приз за лучшую операторскую работу, фильм «Хирург Вишневский»)
1981 — ВТФ (Приз за лучший документально-публицистический фильм, фильм «Восьмой директор»)
1986 — МТФ в Канне (Главный приз, фильм «Архангельский мужик»)
1989 — МКФ в Амстердаме (Спец. приз жюри, фильм «Власть Соловецкая»)
1992 — МКФ в Сан-Франциско (Приз «Золотые ворота», фильм «Осколки зеркала. Дневник смутного времени»)
1992 — МКФ в Чикаго (Приз «Золотой Хьюго», фильм «Осколки зеркала. Дневник смутного времени»)
1993 — МКФ в Порто («Приз Европы» за лучший телефильм, фильм «Дом с рыцарями»)
1994 — МТФ в Монте-Карло (Гран-при, фильм «Дом с рыцарями»)
1995 — МКФ в Сан-Франциско (Почётный диплом, фильм «Повезло родиться в России»)
1995 — МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве (Приз Большого жюри «За честность и художественность», фильм «Власть Соловецкая»)
1999 — МКФ в Амстердаме (Приз «Серебряный Рембрандт», фильм «Князь»)
2004 — МКФ русскоязычного зарубежья «Красный сдвиг» в Нью-Йорке (Главный приз, фильм «Князь вернулся»)
2012 — МКФ телевизионных фильмов «Корона Карпат» в Трускавце (Главный приз в программе неигрового кино, фильм «Горький вкус свободы»)

В публикации использованы материалы РИА “НОВОСТИ” и  Википедии.


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ