Бахрушинский музей представит театральный авангард 1920-х годов на выставке в центре «Зотов»

Поделиться в соцсетях

Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» станет первым проектом центра «Зотов», который откроется в отреставрированном историческом здании Хлебозавода №5.

Этот памятник архитектуры начнет работать 23 ноября 2022 года как первая в России институция, полностью посвященная наследию конструктивизма. Дебютный выставочный проект центра расскажет о зарождении конструктивизма в недрах послереволюционного русского авангарда. Посетители узнают, как это новое направление в искусстве всего за десятилетие изменило художественное творчество всего XX века.

В экспозицию войдут более 300 работ из собраний 17 российских музеев и институций, а также частных собраний. Среди участников выставки — Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Русский музей, Госфильмофонд, Музей музыки, Российская государственная библиотека, Фонд Чернихова и другие.
Музейные экспонаты подчеркнут значимость 1922 года как момента выхода конструктивизма в практическое поле самых разных сфер жизни и творчества: музыка, кино, театр, архитектура, повседневная рутина работников заводов и фабрик.

Историю театрального авангарда 20-х годов прошлого столетия представят экспонаты Бахрушинского музея.

Из музейных фондов на выставке покажут свыше 40 различных предметов. Это театральные эскизы, рисунки и макеты декораций к экспериментальным постановкам Мейерхольда, Таирова, Эйзенштейна, Грановского, Сахновского и др. Зрители увидят, как рождались в 1920-е в разных жанрах авангарда их спектакли – «Мистерия-Буфф», «Нора», «Разрушители машин», «Ромео и Джульетта», «Человек, который был четвергом», «Мы», «Уриэль Акоста», «Дон Карлос».
Образы к этим спектаклям создавали художники-авангардисты Александр Родченко, Александра Экстер, Натан Альтман, Елена Бебутова, Антон Лавинский, Касьян Голейзовский, Исаак Рабинович, Василий Комарденков.

Зрители смогут проникнуться символизмом форм и футуристическим опытом главных театральных площадок страны того времени – Театра РСФСР Первого, Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), Камерного театра, ГосТИМа (Театр им. Вс. Мейерхольда), Центральной студии Пролеткульта, Театра «Комедия» (бывший Корш), Театра Революции, Вольной мастерской В.Э. Мейерхольда (ГВТМ) и мн.др.

Увидят редкие экспонаты: эскизы декораций к хореографической постановке «Сарказмов» балетмейстера–новатора Касьяна Голейзовского на музыку Сергея Прокофьева 1922 года в Камерном театре, а также эскиз макета к героической и революционной пьесе, сделанный театральным художником Константином Вяловым для выставки «Театрально-декорационное искусство Москвы 1918-1923 гг.».

Рассмотрят рисунки Дани для постановок в Студии Веры Майя и Бориса Эрдмана для журнала «Зрелища». Творчество художника-оформителя Григория Зимина будет представлено рисунками для альбома «Скрябин в танце Лукина» и образами танцовщиц для постановки «Сафо» в Студии свободного балета Льва Лукина.

Фотографии из фондов Бахрушинского музея продемонстрируют авангардную органику таких мейерхольдовских постановок, как «Великодушный рогоносец», «Зори», «Д.Е.» («Даёшь Европу»). Современный зритель познакомится со знаменитой театральной системой режиссера – биомеханикой. На снимках запечатлены упражнения по биомеханике, которые выполняют актеры Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) в паре и в группах.

Образы энергетически «сплавлены» экспрессивной пластикой и художественной аскетикой – они и сегодня активно воздействуют на зрительское воображение – так, как и задумал режиссер. Это возможность лично ощутить силу и смелость театрального авангарда 1920-х, энергетически подключиться к поиску экспериментальных идей и открыть для себя новый угол зрения на театральное искусство.

Выставка, приурочена к 100-летию практического конструктивизма, который зародился в 1922 году. Ее главными героями станут ключевые для развития искусства XX века авторы: Василий Кандинский, Любовь Попова, Александр Веснин, Наталья Гончарова, Велимир Хлебников, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Владимир Татлин, Варвара Степанова, Лев Кулешов, Дзига Вертов и другие.

Новый городской кластер «Зотов» станет центром всего конструктивизма в культуре. Сегодня здание является памятником архитектуры и наделено статусом объекта культурного наследия регионального значения. Авторами идеи центра выступили банк ВТБ и архитектурное бюро «СПИЧ» под руководством Сергея Чобана.

Даты проведения: 23 ноября 2022 года – 12 марта 2023 года
Место проведения: Центр «Зотов» – г. Москва, ул. Ходынская, д. 2, стр. 1.

______
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина основан 29 октября 1894 года известным общественным деятелем, московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865 – 1929).

Музей является хранителем крупнейшей театральной коллекции России. В фондах музея более 1,5 млн. экспонатов: эскизы костюмов и декораций выдающихся мастеров сценографии, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актеров, программы и афиши спектаклей, редкие издания по театральному искусству, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое.

В Москве находятся Главное здание и 10 филиалов музея: 3 мемориальных дома, 5 музеев-квартир, музей-мастерская и музей-студия. В 2017 году открылся филиал музея в Зарайске, на родине Бахрушиных. В 2021 году музей получил здание в Музейном квартале в Туле, где откроется новый филиал.

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации на базе музея создается первый в России музейно-театральный центр «Бахрушинский».


Поделиться в соцсетях
Работники ТВ